Завоевание Акбаром Раджпутаны стоит отдельно. Раджпутана – земля раджпутов – историческая территория, объединяющая нынешний штат Раджастан, кусочек Гуджарата и Мадхья Прадеш. Как поедете по уджаинской дороге из Индора, так часов через шесть уже прочно в бывшей Раджпутане и будете.
Акбар подмял под себя большую часть Раджпутаны. Кого-то из правителей победил. Феодальная раздробленность, по прутику легче ломать, сами понимаете. Кого-то из раджпутских царей просто прельстила спокойная жизнь – Акбар не требовал ломать весь культурный уклад при вступлении в его империю. Живи себе, как жил, правь по грамоте от Акбара Хумаюновича, внука Бабура, и наслаждайся плодами просвещения, науки и техники рубежа 16-17 веков.
Возьмем в качестве грубого (потому что он в разное время с Акбаром жил) примера саваи Джай Сингха, который науку любил нежнее любой кривой сабли. Он родился в конце 17 века, прославился строительством исполинских и точных обсерваторий – джентер-ментеров. Вот он даже не пытался идти против империи Великих Моголов, чтобы восстановить славу раджпутов. Бабуриды правят и господь с ними. Ярче Махарана Пратапа, правителя княжества Мевар, все равно не вспыхнуть.
О Махаране Пратапе надо написать немного отдельно. Невзирая на все величие и силу ума Акбара Великого, не всем шахиншах нравился. Да и странно было бы, что у такого правителя нет антагониста. Махарана переводится «великий правитель». Чтобы не путаться в двух великих, Акбара оставим Великим, а Пратапа – Махараной.
Пратап был всего на полтора года старше Акбара. К началу 1560-х большая часть Раджпутаны признала Акбара сюзереном, кроме княжеств Мевар и Марвар. Пратап и Акбар противостояли друг другу всю жизнь. И силы каждого, как правителя, были равны. Даже победы выглядели как поражение и наоборот.
Бросив всю мощь на захват Мевара, Акбар полагал, что битва при Хальдигати станет решающей. Шел июнь 1576 года. Пратап выставил лучников и кавалерию. Войска Акбара нанесли чудовищный урон махаране, но победой сам шахиншах не решался это назвать, поскольку Пратап бежал.
Махарану Пратапа считают народным героем потому, что он в одни усы мог противостоять Империи. Сравните хоть ту же битву при Хальдигати: на стороне Пратапа было 3000 кавалеристов и 400 лучников из этноса биль. А на стороне Акбара – 10 000 человек. Битва шла шесть часов, как вдруг Пратапа сразила стрела, и он бежал в холмы.
Акбар, урвавший к тому моменту всю восточную часть Раджпутаны, негодовал, поскольку Мевар умирал, но не сдавался. Вопрос о захвате Мевара стоял принципиально – это было лидирующее княжество Раджпутаны. Мевар не поддался на уговоры, не поддался на дипломатию, война была неизбежна, но и умирать Пратап так просто не хотел.
Человек достойно исполнял свое предназначение раджпута. Стойко перенес предательство братьев – они перешли на сторону Акбара. История упоминает случай, впрочем, когда он плакал, как ребенок. Был у Пратапа конь Четак. Хороший конь. Вынес хозяина живым из битвы на последнем дыхании. Преодолел огромный путь и перепрыгнул огромный скачок, будучи раненым. И рухнул замертво, доставив хозяина в безопасное место. Махарана не смог сдержать слез и оплакивал верного Четака. А позже велел разбить на этом месте сад.
Акбар не сдавался. Он хотел победить соперника. На другой раз он уже не посылал генералов, а пошел войной сам. Шесть месяцев противостояния и никакого результата! Почему так-то?! Один раджпут и вся имперская против него не работает! Его братья предали, уже все раджпутские князья поклонились шахиншаху, а у этого хоть бы дух сломился! Акбар вернулся в Дели из Мевара. И велел найти самолучшего генерала.
Акбар понемногу подмял под себя Удайпур, Гоганду и Кумбалгар и зажал уже было своего оппонента в кольцо, которое плотно сжималось почти на горле Пратапа, как начались беспорядки в 1579 году на северо-западе Империи. Восстания в Бихаре, в Бенгале. А потом еще Мирза Хаким из Кабула (свой же!) ворвался в Панджаб. Ослабление внимания к Мевару позволило Пратапу отбить свои западные земли назад. Кумбалгар, Гоганда и Удайпур приветствовали махарану как отца родного.
Тут как раз вспомнили про самолучшего генерала. Джаганнатом звался. Послали его уже 1684 году покорять неуловимого и непобежденного Пратапа. Джаганнат повел за собой огромную армию на Мевар. Два года старался, старался, но Пратап так ему и не дался. Да и как даться? Он пока от мусульман скрывался по джунглям и холмам, всю семью таскал с собой. Царица кушать готовила, если было из чего. Говорят, был такой случай. Нажарила жена Пратапа поесть какие-то крохи. Дала принцессе, что бог послал. Вдруг откуда ни возьмись выскочил лесной кот и отобрал у девочки съестное. И принцесса заплакала от голода и обиды. Пратапу, как отцу, тяжело было видеть свою дочку в таком состоянии. И Пратапу стало горько, что он – махарана, великий царь – а по джунглям бегает, дочку досыта накормить не умеет. Вот он на чистом энтузиазме и отчаянии с отцовским инстинктом и противостоял. Жена Пратапа не жаловалась, что моталась за мужем с детьми по джунглям, без слуг, сама вела плохонький быт. И никогда не говорила: «Скотина, всю молодость мою пожрал! Ребенка накормить нечем! Уже пошел бы, этому Акбару поклонился! Сил моих нет!»
Пратап правит еще много лет, всегда оставаясь настороже. Строит новую столицу – Чаванд. Это последняя столица княжества Мевар. Сейчас это туристская деревня, недалеко от Удайпура. Тоже поэзия, тоже в камне. Мне она очень нравится своей архитектурой. Много симметрии и оттенков желтого.
Смерть свою легендарный Пратап около Чаванда и встретил в 1597 году. На охоте получил увечья в возрасте 56 лет. Хотя существует множество легенд, где Махарана умирает в битве.
Акбар пережил его на восемь с половиной лет.