Найти в Дзене
Нарина Ринго

Империя Великих Моголов, Мевар, Марвар, Мальви и немного любви Часть 7

Акбар стимулировал торговлю, благоволил наукам, совершенствовал систему экономики и налогообложения, приветствовал свободу совести. Он не препятствовал проведению ритуалов индуизма, зороастризма и других религий на своих землях, будучи мусульманином-суннитом. Напротив, он хотел объединить веры и даже разработал доктрину дин-и-иллахи, которая соединяла в себе ислам, индуизм, зороастризм и джейнизм. Словом, все основные религиозные течения территорий. Он понимал, что использование веры как инструмента ненависти приведет к расколу общества, в то время, как мирное управление допустимо при единстве народов. Завел себе шикарнейшую библиотеку, где насчитывалось свыше двадцати четырех тысяч единиц на санскрите, урду, персидском языке, греческом, латыни, арабском, кашмирском. При дворе привечал писателей, поэтов, каллиграфов и слыл человеком просвещенным. Отдельно организовал библиотеку для женщин. Повелел проводить обучение в смешанных школах, а не разделять мусульман и хинду с детства.

Акбар стимулировал торговлю, благоволил наукам, совершенствовал систему экономики и налогообложения, приветствовал свободу совести. Он не препятствовал проведению ритуалов индуизма, зороастризма и других религий на своих землях, будучи мусульманином-суннитом. Напротив, он хотел объединить веры и даже разработал доктрину дин-и-иллахи, которая соединяла в себе ислам, индуизм, зороастризм и джейнизм. Словом, все основные религиозные течения территорий. Он понимал, что использование веры как инструмента ненависти приведет к расколу общества, в то время, как мирное управление допустимо при единстве народов.

Завел себе шикарнейшую библиотеку, где насчитывалось свыше двадцати четырех тысяч единиц на санскрите, урду, персидском языке, греческом, латыни, арабском, кашмирском. При дворе привечал писателей, поэтов, каллиграфов и слыл человеком просвещенным. Отдельно организовал библиотеку для женщин. Повелел проводить обучение в смешанных школах, а не разделять мусульман и хинду с детства.

Из основных конфликтов, где Акбар проявил себя искусным полководцем, можно выделить три: подавление мятежа Бахадур-шаха в землях Мальви в 1556 году (Акбару все еще 14-15 лет), поход против самрата Хему (о котором было выше, тоже в подростковом возрасте) и противостояние с Махараной Пратапом в Раджпутани (всю жизнь).

О расправе с Хему вы уже знаете. Теперь о Баз-Бахадуре. Это был последний шах земель Мальви. Столица его государства была в Манду (нынче моя любимая туристская деревня, примерно сто км от Индора). Собственно, что все так бьются за Манду и земли Мальви? Эти земли окружены холмами. Они защищают от природных катастроф. А тогда – и от быстрого наступления врага. Климат хороший, водоемы. Благодать, одним словом.

Баз-Бахадур, прямо скажем, был не султан из султанов по части военного дело. Но зато страстно обожал музыку и деликатные виды искусств. Он больше известен как герой романтических сказаний. Его имя связывают с любовной поэзией, которая пышно воспевает нежность и красоту человеческих чувств.

Однажды на охоте Баз-Бахадур увидел пастушку, которая сладко пела песенку. Бахадур, плененный ее голосом и красотой, тут же предложил ей следовать за ним и жить долго и счастливо, пока смерть не разлучит их. Пастушка вошла в историю под именем королевы Рупмати. Пастушка оценила предложение мусульманского султана, подумала и дала согласие с условием, что жить она будет так, что из ее окна будет видно реку Намраду. На реке Намраде стоит Махешвар. Пару часов на машине от Манду. Эти земли притязаний султанов и царей сейчас можно за день объехать на авто.

Бахадур, не раздумывая, отгрохал пастушке искуственное озеро в Манду – Рева Кунд. Как раз перед павильоном королевы. Все сохранилось до сих пор. Вместе с дворцом последнего султана. Называют эти чудеса архитектуры «поэзией в камне».

Поженились они и по мусульманским канонам, и по индуистским. И ни у кого не отвалилась башка.

Долго ли, коротко ли в 1561 году Акбар послал своего генерала Адама Хана завовевать Мальвийский султанат. Что тот и сделал. Баз-Бахадур бежал. А королева отравилась. Адам Хан был пленен ее красотой. Очевидно, что ее ждал плен. А что дальше – в плену – неизвестно. Настолько страшно и неизвестно, что еще отец Акбара Хумаюн, узнав о пропаже без вести своей дочери, сокрушался, что, знай о такой судьбе девочке, лучше бы убил ее сам.

Бахадур сбивается в ватагу с еще парой противников Акбара, возвращает себе Манду, но в 1562 году его победил другой генерал шахиншаха – Абдула Хан.