Найти в Дзене
Нарина Ринго

Империя Великих Моголов, Мевар, Марвар, Мальви и немного любви Часть 4

Марьям (Хамида) не была самой любимой женой Хумаюна. Она и замуж за него не хотела особо идти, потому что, по всем признакам, была влюблена в брата будущего мужа, Хиндала. Но под влиянием обстоятельств, стала женой Хумаюна.

Марьям (Хамиде) было всего 14, когда ей сделали предложение, от которого нельзя было отказаться. Сорок дней она уклоняется от ответа. В конце концов, девочке сказали, что ее в любом случае отдадут замуж, тут без вариантов. Так хоть иди за царя, вон он стоит. Марьям (Хамида) выкрикивает в запальчивости: «Я выйду замуж за того, чей воротник касается моей руки, а не за того, чьи полы [одежды] едва ли коснутся [руки].» Марьям, тем не менее, после спокойной, но твердой осады, сдается и выходит за Хумаюна.

В начале 1540-х Хумаюн едет искать прибежище в Марвар (штат Раджастан), но правитель Марвара Мальдев Ратхор переходит на сторону Шер-шаха. Госпадеисусе, что за фартовый этот Шер-шах! Вышло все совершенно неожиданно. Ранее Мальдев Ратхор был в альянсе с Хумаюном, но после череды поражений при Чонзе и Каннодже в Уттар Прадеш, когда мусульманское воинство двинулось просить помощи у Мальдева,союз был разорван. Под давлением населения Марвара. Дело в том, что хумаюновы воины по пути убивали коров, которые у раджпутов – индуистов – считаются священными животными. Историки Хумаюна винят Мальдева в предательстве и переходу на сторону Шер-шаха. А у Мальдева выбора не было. Народ не понял бы.

Хумаюн отступает еще дальше, в Афганистан, к братьям, но братья ему предлагают топать по холодку, пока трамваи ходят. Боятся, что Хумаюн сумеет отобрать у них бразды правления. Так и говорят ему в лицо: «Не дам тебе бразду, вот деньги на езду». А батя вообще-то наказал им всем Хумаюну подчиняться, как ему самому. Но бати тут нет, как видишь, Хумаюн-джан. Уходи.

Хумаюн, вспоминая стихи отца, уходит в сторону современного Ирана: «Ты на чужбине — и забыт, конечно, человек! /Жалеет только сам себя сердечно человек./В своих скитаньях ни на час я радости не знал!/По милой родине скорбит извечно человек». С ним всего сорок самый верных людей, старшая жена Бега Бегум с сопровождением. По дороге они терпят лишения и питаются кониной, вареной в солдатских шлемах. Севефидское государство, где они нашли прибежище, оказало им огромную помощь. Это примерно 1543 год. Сына они с собой не взяли, потому что двинулись в дорогу в декабре, а Акбару было меньше полутора лет. Младший брат Аскари-мирза обнаружил Акбара в лагере и забрал к себе. А жена Аскари-мирзы обращалась с ним, как со своим сыном.

Бега Бегум всегда была правой рукой Хумаюна, относился он к ней с исключительным уважением по тем временам.

Кстати. За всю историю Бабуридского Царства она, пожалуй, единственная была в плену. Примерно в 1539 году Шер-шах похитил ее. Обращался исключительно со всеми политесами. Когда за ней прискакал с инфарктом усов муж Хумаюн, перебирая в уме как он будет Шер-шаха голыми руками убивать, если с ее головы хоть волос упал, то была страшная сеча. Жену отбил. В то же время, исчезает (или умирает – по источникам мне трудно понять) восьмилетняя дочь от Бега Бегум, Акика Султан Бегум. Жалуясь на это своему брату, Хумаюн замечает, что знай он, что случится с Акикой, он бы сам предал ее смерти. Отец полагает, что девочку угнали в рабство, а не просто убили).

Тем временем, жизнь продолжается. Это было в 1539. В 1542 рождается Акбар. А в 1543 году Хумаюн с любимой женой уходит искать поддержки у персов.

Неизвестно куда отступал бы дальше Хумаюн, но в 1545 году Шер-шах умирает, взорвавшись вместе со своим складом боеприпасов во время осады крепости Калинджар (нынешний Уттар-Прадеш, Индия). Хумаюн приободряется – Аллах помогает, не иначе! - и начинает отбивать себе Индию обратно. После смерти Шер-шаха среди претендентов на его наследие начинается привычный междоусобный базар-вокзал. Это идет на руку Хумаюну. Он возвращает себе индийские территории, пользуясь борьбой за шершаховы завоевания.