СПОРЫНЬЯ
Спорынья (Спорынья пурпурная, Claviceps purpurea, Маточные рожки) - вид сумчатых грибов из семейства спорыньевых, паразитирующий на различных растениях. Вообще в роду спорыньи насчитывается около 50 различных видов, но самой используемой и самой известной является именно пурпурная.
Ранние ученые считали ее не видом, а родом и пытались выделить виды в самой спорынье пурпурной, но современные молекулярные биологи не подтвердили эту гипотезу, однако выделили три группы, отличающиеся своей экологической спецификой:
G1 – сорт паразитирующий на сухопутных травах открытых лугов и полей;
G2 – сорт паразитирующий на травах из влажных, лесных и горных мест обитания;
G3 – сорт паразитирующий на растениях из солончаковых болот.
Спорынья пурпурная населяет умеренную зону северного полушария и паразитирует в первую очередь на ржи и пшенице, и в меньшей степени на других зерновых и диких травах. Встречается повсеместно. В более теплых регионах ее роль играет спорынья африканская.
Спорынья появляется там, где произрастают злаки, то есть на всей территории Европы, Азии, Северной Африки, некоторых районах Америки и Австралии. Но поскольку в сельском хозяйстве спорынья – паразит, с которым успешно борются, потребности медицины в сырье не удается удовлетворить естественным путем. Например, в России рожь, пораженная спорыньей, специально культивируется в некоторых местах Новосибирской и Кировской областей.
Первые признаки появления грибов на ржи или пшенице становятся заметными после выколашивания. На метелке или частях колоса образуется липкая жидкость, которую называют «медвяная роса». Это сахаристые выделения со слабым запахом гниющего мяса. Такой запах привлекателен для мух и прочих насекомых, которые переносят споры гриба.
При влажной погоде уже через неделю образования «медвяной росы» в колосьях появляются не зерна, а склероции или «рожки». По форме рожки похожи на зерна ржи, но более длинные. Если стоит сухая погода, то склероции образуются примерно спустя 2 недели после появления сахаристых выделений.
Молодые склероции имеют сперва желто-коричневый окрас, но позже становятся серо-фиолетовыми и даже черно-фиолетовыми с пурпурным оттенком. Колосковые чешуйки не прикрывают склероции, и они торчат из колоса. В длину рожки достигают 3-5 сантиметров, как правило, они в 2-3 раза больше здоровых зерен. А склероции, развивающиеся на ячмене и пшенице, чаще всего толще и короче, созревают они полностью, когда созревает зерно.
Спорынья довольно опасна тем, что может смешаться с мукой при перемолке злаков и попасть в хлеб и мучные изделия. В наши дни такое случается крайне редко, однако еще совсем недавно, в середине ХХ века происходили вспышки отравлений спорыньей, так называемого эрготизма, в Африке и даже в Европе.
При этом спорынья известна людям уже давно. О ее действии догадывались древние ассирийцы, которые в 600-ых годах до н. э. писали о «вредных гнойниках в колосьях». А о том, что «вредные травы» могут вызывать выкидыш у домашнего скота, знали в Персии в 400-ых годах до н. э.
По непонятным причинам в средневековой Европе не опасались спорыньи, где ее контролируемые дозы использовались, чтобы вызвать аборты и остановить материнское кровотечение после родов, и никто не связывал эпидемии эрготизма (ведьминой корчи) с зараженными зерновыми и хлебом.
Целые деревни отравлялись хлебом со спорыньей и сходили с ума. Целые же населенные пункты были уничтожены инквизицией, во время эпидемий эрготизма, из-за обвинений в продажности дьяволу/одержимости демонами и т.д. Существует даже интересная версия, говорящая о том, что многие жестокие и необычные события Темного средневековья и трансформация христианства происходили именно из-за частого или даже постоянного потребления зараженного хлеба населением средневековой Европы. Великий Страх во Франции во время Великой французской революции также был связан некоторыми историками с влиянием спорыньи.
Связь спорыньи с эпидемиями среди людей и животных была замечена и впервые описана в научной литературе лишь только в 1676 году, а полный цикл отравления и заболевания эрготизмом был впервые описан лишь в 1853 году. Но не будем задерживаться на эрготизме прошлого, такая тема достойна отдельной статьи.
Спорынья содержит в себе следующие алкалоиды: эрготамин, эргометрин, эргокорнин, эргокристин, эргокриптин и др. Фармакологическое действие алкалоидов спорыньи связано с их структурным сходством с нейромедиаторами, такими как норадреналин, дофамин и серотонин. Спорынья в наши дни известна своей лизергиновой кислотой – органическим соединением, выделенным из алкалоидов спорыньи. Из лизергиновой кислоты в 1938 году в Базеле швейцарский химик Альберт Хофман впервые получил знаменитый психоделик – ЛСД, а в 1943 году было открыто его психоделическое действие.
Если ЛСД давно зарекомендовал себя как рекреационный психоделик, то спорынья и ее алкалоиды не имеют такой популярности по понятным причинам. Однако известно ее рекреационное и ритуальное использование, в наши дни и в прошлом. Использование в качестве галлюциногена насчитывает, предположительно, многие тысячелетия.
Американский археолог Джон Григсби утверждает, что присутствие спорыньи в желудках некоторых из останков человеческих тел железного века в торфяных болотах северо-восточной Европы, например, «Человека из Толлунда», свидетельствует об использования спорыньи в составе ритуальных напитков в доисторических культах плодородия, аналогичных Элевсинским мистериям Древней Греции. Есть также информация о ритуальном использовании спорыньи ацтеками.
Кстати, по относительно новым данным, динозавры предположительно употребляли растения зараженные спорыньей, делали ли они это специально или случайно, и какие эффекты она на них оказывала – вопрос открытый.
Спорынья может вызвать у человека следующие психоделические эффекты: сильные слуховые и зрительные галлюцинации, различные ИСС, изменение ощущения времени и пространства, изменения хода мыслей, изменения восприятия цвета и света. А также серьезные негативные эффекты, ввиду высокой токсичности: нарушения речи, бред, психоз, болевые ощущения тела, головная боль, жжение в конечностях, слабый пульс, судороги, сокращения матки, тошнота, рвота, нарушение координации движений, сужение сосудов, нарушения дыхания, потеря сознания, гангрена, смерть.
Хоть экстракт спорыньи больше не используется в качестве фармацевтического препарата, из алкалоидов спорыньи также производят много лекарственных препаратов: лизурид, бромокриптин, метизергид, дигидроэрготамин, метерголин, суматриптан, лерготрил и другие. Препараты спорыньи оказывают главным образом кровоостанавливающее действие, связанное с сокращением мускулатуры матки и сужением сосудов.
Также они проявляют гипотензивные и седативные свойства, обладают адренолитическим действием, поэтому эффективны при сосудистых спазмах, гипертонической болезни, применяются при неврозах, некоторых психических заболеваниях, в лечении мигреней, нарушениях мозгового и периферического кровообращения.
В большинстве стран мира спорынья легальна или находится в «сером» поле, но во многих странах есть ограничения к ее обороту, хранению и использованию, так как она является токсичным и опасным грибом, а также может быть использована для синтеза ЛСД и других психоактивных веществ.