Сегодня Международный день феминизма. Именно в этот день много веков назад казнили на костре Жанну Д’Арк, а современные борцы за права женщин стараются привлечь внимание общественности к гендерному неравенству, которое до сих пор имеет место быть в мире.
Современное феминистское движение прошло три стадии развития. Начало было положено так называемыми суфражистками, которые в первую очередь боролись за политические права женщин, а именно за избирательное право. Нам сегодня сложно представить, но времена, когда женщина не имела право распоряжаться своими желаниями, телом и деньгами было совсем недавно. А уж тем более, выборное право было им недоступно. Женщина как существо второго сорта, не имела права участвовать в руководстве города, страны да и просто работать там, где ей было интересно.
Вторая волна феминистского движения приходится на 60е годы 20 столетия. Именно тогда, уже добившись определенных политических прав, женщины стали выдвигать экономические требования, такие как например равные зарплаты на одном и том же месте работы у мужчин и женщин.
И третья волна – это уже наше время, а точнее период с начала 90х годов прошлого века. Сегодня политические и экономические вопросы в развитых странах не стоят так остро, но вопросы равенства социокультурного (столько же режиссеров-женщин, сколько и мужчин; сексизм в рекламе, сексуальные домогательства и т.п.) продолжают так же активно обсуждаться. При этом, мы все понимаем, что есть страны, в которых и первая волна феминизма еще невозможна, потому что там женщина – это просто не человек, а придаток мужчины, которая не может даже на улицу выйти без сопровождения, а не то что работать или голосовать. Сложно представить, но например до июля 2018 года женщинам в Саудовской Аравии законом не разрешено было водить. Просто потому, что они женщины.
Нас, людей, рожденных и выросших в советское и постсоветское время неравенство между мужчинами и женщинам почти не коснулось. Конечно, у нас до сих пор главой правительства не была женщина, но все больше и больше их в правящих институтах. Да, до сих пор есть специальности, на которые преимущественно берут мужчин. Но оно дело, когда в 90е в стране было только два места, где профессионально учили на переводчиков и туда не брали девочек, а другое когда сегодня женщины борются за возможность работать дальнобойщиками наравне с мужчинами. Желание и право это я уважаю, но понять не могу зачем.
Совсем недавно я прочитала книгу американского писателя, родившегося в Кабуле Халеда Хоссейни "Тысяча сияющих солнц". Он описывает Афганистан с начала 70х годов прошлого столетия до сегодняшнего дня. Его героини – женщины, живущие в Кабуле, пережившие ужасы войны и смены правящих режимов. Самое ужасное было читать про совершенно бесправную жизнь этих женщин, которые не могут выйти из дома без сопровождения мужчины, которые бесправны дома даже перед собственными сыновьями. На фоне таких рассказов, современное феминистское движение, которое выступает за возможность женщины не брить ноги или оставаться в теле, когда все худеют, кажется чем-то игрушечным, не настоящим.
Но вот ты открываешь новости, и читаешь об очередном случае домашнего насилия, за который виновный не был наказан, ты видишь в социальных сетях как мужчины отзываются о женщинах только лишь за то, что им было весело с футбольными фанатами из другой страны, или кто-то пытается оправдать насильника тем, что девушка возвращалась поздно и в короткой юбке и понимаешь, что нет, есть еще что решать и против чего бороться. Люди не одинаковы и не равны в своих возможностях, но они должны быть равны в своих правах. А это значит, что в Международный день феминизма есть кому объединяться.