Найти тему
Наследники.Пермь

О священнике Гаврииле Сапожникове

Сегодня мы хотели бы поговорить с Вами о ярком и одаренном священнике Петропавловского собора —  отце Гаврииле Сапожникове, который в истории нашего города известен как первый летописец.

Как, в общем-то, и всегда хотелось бы каждому из наших читателей посоветовать найти в своём плотном графике время для того чтобы отправиться в архив и своими глазами и руками прикоснуться к истории! Ну, а для тех людей, которые живут в постоянном цейтноте, расскажем поподробнее о священнике и его «летописи».

Вообще Сапожниковы – древний священнический род, представители которого, начиная с XVIII в., исправно несли свое служение в храмах Пермской и Вятской епархий. Среди представителей этого рода много славных имен. Это Иоанн Филиппович Сапожников, настоятель Троицкой церкви Полазненского завода, священник Успенского собора г. Осы, Николай Иоаннович Сапожников, священник Димитриевской церкви села Димитриевское Соликамского уезда, Петр Николаевич Сапожников, священник Николаевской церкви села Ершовка Осинского уезда.
Вообще Сапожниковы – древний священнический род, представители которого, начиная с XVIII в., исправно несли свое служение в храмах Пермской и Вятской епархий. Среди представителей этого рода много славных имен. Это Иоанн Филиппович Сапожников, настоятель Троицкой церкви Полазненского завода, священник Успенского собора г. Осы, Николай Иоаннович Сапожников, священник Димитриевской церкви села Димитриевское Соликамского уезда, Петр Николаевич Сапожников, священник Николаевской церкви села Ершовка Осинского уезда.

Ну а непосредственно о самом священнике Гаврииле Сапожникове известно немного. Родился он 8 июля 1759 г. в селе Полазнинском в семье местного священника Филиппа Сапожникова, обучался в Вятской духовной семинарии. После окончания семинарии был назначен священником пермского Петропавловского собора. Служил, скорее всего, добросовестно и усердно. Когда в Перми открыли духовную консисторию в 1800 г., Гавриил Сапожников был назначен её членом. Недавно установлено, что умер Гавриил Сапожников 5 июля 1808 года. Запись о смерти  иерея Гавриила Сапожникова имеется в метрической книге Петропавловского собора г. Перми.

Ну, а теперь прежде чем мы перейдём непосредственно к «Летописи» отца Гавриила позвольте обратиться мне к одной интересной публикации в газете «Вечерняя Пермь» за 1972 год. В то далекое время благодаря удивительным людям, которые надо сказать всегда были в нашем крае, каждый советский читатель за 2 копейки мог не только узнать новости города, но и приобщиться к истории своего города и края.
Ну, а теперь прежде чем мы перейдём непосредственно к «Летописи» отца Гавриила позвольте обратиться мне к одной интересной публикации в газете «Вечерняя Пермь» за 1972 год. В то далекое время благодаря удивительным людям, которые надо сказать всегда были в нашем крае, каждый советский читатель за 2 копейки мог не только узнать новости города, но и приобщиться к истории своего города и края.

Сегодня вновь стали популярными такие занятия как составление родословных, поиск своих корней, исторические расследования своего рода, поиск генеалогических связей и т.д. Но ещё совсем, казалось бы, недавно внимание наших родителей, бабушек, дядей и т.д. всеми возможными способами акцентировали на истории партии и её вождей. Впрочем, известный тогда и сейчас архивист, и историк Леон Сергеевич Кашихин в материале «Первая летопись Перми» писал в те далекие 70-ые годы прошлого столетия о «будущих историках Церкви в Прикамье».

Здесь, наверное, стоит вспомнить о том, что впервой половине 70-х годов церковная жизнь была относительно свободной, стабильной ипротекала без особыхпотрясений. Несмотря на то, что посещаемость храмов снижалась, так как боль­шинство населения страны стало составлять поколение, воспитанное вне Церкви, более частыми становились случаи религиозного обраще­ния людей, выросших в атеистических семьях, значительно выросло число крещений взрослых людей, особенно в больших городах. Сред­ний возраст прихожан начал снижаться. «Сколько же верующих объединяет Святая Церковь? — говорил Пат­риарх Пимен в докладе, который он произнес на торжественном заседа­нии по случаю 60-летия восстановления Патриаршества 25 мая 1978 го­да, — Паства наша многомиллионная. Ввиду разнообразия активности их духовной жизни и при отсутствии традиции нашей Церкви вести стати­стический учет верующих, назвать конкретные цифры невозможно. На­ша Церковь радуется умножению своих чад и скорбит при их утрате».
Здесь, наверное, стоит вспомнить о том, что впервой половине 70-х годов церковная жизнь была относительно свободной, стабильной ипротекала без особыхпотрясений. Несмотря на то, что посещаемость храмов снижалась, так как боль­шинство населения страны стало составлять поколение, воспитанное вне Церкви, более частыми становились случаи религиозного обраще­ния людей, выросших в атеистических семьях, значительно выросло число крещений взрослых людей, особенно в больших городах. Сред­ний возраст прихожан начал снижаться. «Сколько же верующих объединяет Святая Церковь? — говорил Пат­риарх Пимен в докладе, который он произнес на торжественном заседа­нии по случаю 60-летия восстановления Патриаршества 25 мая 1978 го­да, — Паства наша многомиллионная. Ввиду разнообразия активности их духовной жизни и при отсутствии традиции нашей Церкви вести стати­стический учет верующих, назвать конкретные цифры невозможно. На­ша Церковь радуется умножению своих чад и скорбит при их утрате».
-4

Но возвратимся к «Первой летописи Перми», — материалу газеты «Вечерняя Пермь». Леон Кашихин напомними советскому читателю пытается рассказать о удивительной истории и находке подлинника «летописи», а точнее  о «случайной находке». Вчитайтесь только: «Подлинник летописи был обнаружен в Пермском облархиве среди россыпи документов, поступивших в 50-ые годы из областного краеведческого музея». Представляете? Уникальный исторический документ в «россыпи»»? Ну что же такие были времена. Да, кстати тогда процесс закрытия церквей практически остановился, но надзор за духовенством и верующими все еще сохранялся. За посещение храма могли уволить с работы. Поэтому нужно было обладать значительным мужеством, чтобы исповедовать веру в таких условиях. Слава Богу время изменилось и сейчас мы уже не переживая можем ходить в Церковь и заниматься изучением её истории.

Впервые открыв дело 1281 фонда 297 в Государственном архиве Пермского края, любой человек интересующийся историей, несомненно, увидит, с каким усердием, прилежностью и талантом взялся за свою «летопись» отец Гавриил.  Схема служащих на тот момент и служивших ранее священнослужителей в Петропавловском соборном храме предваряет саму летопись. Может со мной и поспорят графологи, но первое что ещё сразу же бросилось в глаза это почерк священника Гавриила, который мне кажется, сразу же выдаёт характер автора. Дописки, пояснения и уточнения (скорее всего появлявшиеся позже) говорят о том, что автор «Летописи» хотел как можно тщательней составить свой труд, отчего подчас нарушалась стройность текста. Нужно, конечно же, вспомнить и ту колоссальную загруженность, которая была у отца Гавриила, как не только мне думается ответственного священника, но и талантливого работника Духовной консистории, ближайшего сподвижника Владыки Иоанна.
Впервые открыв дело 1281 фонда 297 в Государственном архиве Пермского края, любой человек интересующийся историей, несомненно, увидит, с каким усердием, прилежностью и талантом взялся за свою «летопись» отец Гавриил.  Схема служащих на тот момент и служивших ранее священнослужителей в Петропавловском соборном храме предваряет саму летопись. Может со мной и поспорят графологи, но первое что ещё сразу же бросилось в глаза это почерк священника Гавриила, который мне кажется, сразу же выдаёт характер автора. Дописки, пояснения и уточнения (скорее всего появлявшиеся позже) говорят о том, что автор «Летописи» хотел как можно тщательней составить свой труд, отчего подчас нарушалась стройность текста. Нужно, конечно же, вспомнить и ту колоссальную загруженность, которая была у отца Гавриила, как не только мне думается ответственного священника, но и талантливого работника Духовной консистории, ближайшего сподвижника Владыки Иоанна.

Страница за страницей перелистывая труд отца Гавриила мы знакомимся не только с священниками, но и с жизнью вообще Перми. Сменяются значимые известные и не очень люди, возглавляющие Пермское наместничество, сменяются архипастыри духовно окормляющие Пермскую землю, а беглый и эмоциональный почерк первого бытописателя всё это экспрессивно отражает на бумаге. Где-то развёрнуто и красиво описывая события дней минувших, а где-то видимо среди множества поручений и дел «набегу»  отображая произошедшее, отец Гавриил сохранил память для последующих поколений.

Возможно, повторюсь ещё раз, но держать в своих руках этот удивительный труд поистине выдающегося человека большая ответственность и вместе с тем неописуемая радость! Наверное, не только «одержимые историей» и специалисты должны попробовать стать сопричастными летописям, документам и архивным фотографиям. Попробуйте и Вы! История – увлекательно-полезная вещь! Всех жителей нашего города и края, а также любого человека с доступом в интернет мы зовём вслед за собой в удивительное путешествие по волнам истории!