В 2013 году коллективом канала «МАШИНА» по заказу компании «Русские Автобусы – Группа ГАЗ» был подготовлен и издан монументальный двухтомник «Автобусы ПАЗ. История и современность». Эти книги рассказывали обо всей автомобильной технике, которая когда-либо создавалась на Павловском автобусном заводе: от самых первых моделей ГЗА-651 до новейших автобусов Вектор NEXT, с подробнейшим описанием всех модификаций и помодельной статистикой. И все это было щедро приправлено заводской архивной съемкой новеньких машин – на заводском дворе, в процессе испытаний, на выставках… Сегодня это издание уже становится настоящей библиографической редкостью! О некоторых необычных машинах из числа показанных в тех книгах мы расскажем в серии публикаций на нашем канале. Приятного просмотра!
Стартовой моделью Павловского автобусного завода являлась модель ГЗА-651 – «коробочка» с деревометаллическим кузовом капотной компоновки на шасси ГАЗ-51И, производство которой было выведено с бывшего Горьковского автобусного завода. Но если в Горьком на базе ГЗА-651 успели сделать только модификацию для перевозки заключенных (ее заказало Министерство госбезопасности СССР), то в Павлово на основе пассажирской «коробочки» смогли спроектировать целое семейство спецмашин: штабной автобус ПАЗ-654, инкассаторский фургон ПАЗ-655, автолавку ПАЗ-659, лаборатории ПАЗ-659Б и ПАЗ-663, фургон для перевозки одежды ПАЗ-661, промтоварный фургон ПАЗ-661Б и т.д. Но наибольшую известность из всех модификаций получил ПАЗ-657 – грузовой фургон для перевозки лотков с хлебобулочными изделиями.
Эта машина стала одной из первых в стране, в конструкции которой были учтены все специфические требования к перевозке хлеба. Так, отгороженное от кабины грузовое отделение было разделено на 4 отсека с отдельными дверцами в правом борту и имело термоизоляцию. Во избежание образования конденсата при перевозке горячего хлеба в фургоне была предусмотрена система вентиляции, а для поддержания необходимой температуры внутри отсеков – водяной отопитель, который, как это ни странно, обычному пассажирскому автобусу не был положен. В задней части фургона предусматривался изолированный хозяйственный отсек для размещения вспомогательного имущества (складная скамейка для удобства загрузки и выгрузки лотков, инструментальный ящик и санодежда), доступ к которому осуществлялся через заднюю дверь.
Первый изготовленный в феврале-марте 1954 года образец ПАЗ-657 имел интересную отличительную особенность – высокие двери грузового отделения, заходящие на скат крыши. Однако впоследствии с целью упрощения конструкции от такого решения отказались, и на серийных машинах, появившихся уже в мае того же года, верхние кромки проемов дверей кабины и грузового отделения сравнялись по высоте. При этом деревянной в этих кузовах оставалась только левая боковина, а правая (с дверцами) была выполнена уже цельнометаллической.
На большинстве выпущенных хлебных фургонов приточная вентиляция кузова осуществлялась через решетку над ветровым окном (на месте рейсоуказателя у автобуса). Но в 1956 году систему вентиляции переделали, установив «улитки» воздухозаборников на крыше (такие же, как на автобусах ПАЗ-651А). В этом же году была введена внутренняя обшивка грузового отсека из алюминия или оцинковки, что позволило упростить технологию окраски кузовов. Последние хлебные фургоны ПАЗ-657 сошли с конвейера в декабре 1957-го.
Кстати, ПАЗ-657 не единственная «хлебовозка», разработанная в Павлово-на-Оке. Заводом также была создана конструкция автомобиля для перевозки хлеба на шасси со стандартной кабиной ГАЗ-51. Тем самым была предпринята попытка заменить достаточно дорогой в производстве автобусный кузов на более простой кузов-фургон. Кроме того, эксплуатирующие организации жаловались на неудобство ремонта и обслуживания фургонов ПАЗ-657 с единым кузовом и кабиной. На заводе были построены опытные образцы фургонов ПАЗ-662 с отдельным кузовом, которые весной 1956 года отправили на испытания в Москву. Однако дальнейшего развития эта идея на предприятии не получила, и все наработки передали Горьковскому заводу торгового машиностроения (ГЗТМ), который специализировался на производстве автотранспорта для розничной торговой сети.
Не забывайте подписываться на канал «МАШИНА», ставить «лайк» и делиться в соцсетях, если материал вам понравился! Эти несложные манипуляции очень помогают дальнейшему развитию канала!