Первый том романа опубликован 91 год назад, и с тех пор споры о его авторстве не утихают.
Почему появились сомнения в том, что Михаил Шолохов написал роман, который впоследствии принес ему Нобелевскую премию? Поводов было немало и в первую очередь – юный возраст автора. Ему было всего 22 года, когда он начал писать это многотомное глубокое и мощное произведение. При этом, просто бросается в глаза, что роман создан зрелым, хорошо образованным человеком, тогда как за плечами Шолохова только четыре класса гимназии. Кроме того, певец донского казачества сам казаком не был, хоть и жил на верхнем Дону. События, которые ярко и достоверно описаны в первых томах, происходили, когда автор был ребенком, причем ребенком иногородним – так казаки называли не коренных жителей Дона и относились к ним как к людям второго сорта. Откуда же у Миши Шолохова могли возникнуть такая горячая любовь к казачеству, такое глубокое знание быта и нравов? Загадка.
Шолоховеды загадки в этом не видят – по их мнению, Шолохов был гением, а природа гениальности до сих пор неизвестна. Вот и писателя Дмитрия Быкова не смущает молодость автора, - дескать, миру известно много имен юных гениев-литераторов. Беда только в том, что все эти гении – поэты, или авторы небольших по объему книг, но отнюдь не многотомных эпопей.
Первая комиссия, проверявшая рукописи Шолохова, была создана в 1929 году по требованию самого писателя, измученного слухами о плагиате. Комиссия слухи назвала злобной клеветой, а Шолохова оправдала. Правда, председателем комиссии был писатель Серафимович, редактор журнала «Октябрь», – тот самый человек, который открыл миру «певца тихого Дона».
Но вопрос так и не был закрыт окончательно. В разные годы, в основном за рубежом, выходили исследования текста романа, доказывающие, что Шолохов при всем желании не мог быть его автором. Самые известные публикации принадлежат И.Н Медведевой-Томашевской, А.И. Солженицыну, Р.А. Медведеву, Зееву Бар-Селле. Назывались и разные имена предполагаемых авторов «Тихого Дона» - писатели Сергей Голоушев, Федор Крюков, Вениамин Краснушкин, Андрей Платонов и Александр Серафимович.
Сейчас наиболее часто авторство первой версии романа приписывают Федору Крюкову и на то есть немало оснований. Этот человек, родом из дворянской казачьей семьи, получил хорошее образование, был депутатом Российской Думы, преподавал историю и русскую словесность в гимназии, а главное, - был известным литератором. Писал он как раз о казачестве, и по стилистике его произведения очень похожи на «Тихий Дон». Но, что позволяет обратить на него особо пристальное внимание – так это его знакомство с будущим тестем Шолохова – атаманом Петром Громославским и писателем Александром Серафимовичем. Оказывается, все они учились в одной гимназии, а с Громославским Крюков вообще был одноклассником.
Поэтому нет ничего невероятного в том, что в 1920 году, после смерти Крюкова, ставшего к тому времени одним из идеологов белоказачьего движения, рукописи его попали к старому знакомому – Громославскому. Тот, передал их зятю – начинающему литератору. Он же мог посоветовать Шолохову обратиться за поддержкой к Серафимовичу, а тот, по достоинству оценив материал, решил, во чтобы то ни стало, опубликовать его.
По понятным причинам роман под авторством Крюкова не мог быть напечатан в Советской России. Так возникла идея сделать автором «Тихого Дона» Михаила Шолохова. Первые части романа были значительно отредактированы, а заключительные части писались неизвестным пока автором – возможно, потрудились и сам Шолохов и Серафимович. Впоследствии, Шолохову также помогли поправить «Поднятую целину» и другие поздние произведения. Такая практика в СССР существовала – стоит хотя бы вспомнить Николая Островского с его романом «Как закалялась сталь» и множество других авторов, которых сделали видными писателями талантливые редакторы.
Но хотелось бы все-таки узнать, кто это был. И вот почему. Познакомившись с текстами предполагаемых авторов «Тихого Дона», в том числе и крюковскими, мы убедились, что все они по своему хороши, но нет в них той широты, мощи, а главное - таланта, присущих роману.
К сожалению, скорее всего, имя гениального редактора «Тихого Дона» никогда не станет известно и признано. В настоящее время шолоховеды вооружились вновь обретенными рукописями романа (теми самыми, что Шолохов предоставлял на рассмотрение комиссии, и которые, кстати, написаны тремя разными почерками), математическим и компьютерным анализом текста. Все противоречивые моменты, странности и совпадения – отвергаются и не замечаются. Более того – на Дону Шолохов давно стал брендом. Всех сомневающиеся в его гениальности автоматически причисляют к «русофобам» и «пятой колонне». И очень жаль, что это так. Мы уж точно не принадлежим к их числу, но проблема авторства «Тихого Дона» нас волнует.
Если у вас есть какие-то соображения по этой проблеме – пишите, обсудим.