(Hai Phuong, 2019, Вьетнам)
"Первый вьетнамский фильм, выпущенный в США! Самый успешный вьетнамский фильм в истории!" - оповещает нас забугорная Википедия. В первое заявление, однако, верится с трудом. Вообще-то, своё кино во Вьетнаме снимают давно, как и во всей Юго-Восточной Азии, и чтобы оно за это время ни разу не посетило Америку? Как знать, как знать.
А вот второй факт более похож на правду. Создатели "Фурии" с гордостью признаются, что заработали на ней почти 5 млн. $ (в переводе с их национальной валюты), а по меркам Вьетнама в это действительно немало. Приснопамятный индонезийский "Рейд" собрал когда-то в мировом прокате 9 миллионов, так он и был сделан на голову круче, плюс радовал оригинальной историей. "Фурии" же в сюжетном плане удивить нас абсолютно нечем, да и в плане экшена, честно говоря, тоже. Тем не менее это не помешало ей тоже срубить горку бабла, а у себя на родине ещё и побить кассовые рекорды.
О чем, собственно, фильм-то?
Да всё о ней, многострадальной - о Похищенной Дочери, которую взрослые негодяи разлучили с семьей и хотят сделать ей обидно и больно. Разве только вьетнамцы трезво рассудили, что Крутые Отцы, спасающие Похищенных Дочерей - это уже чересчур затёрто и по́шло, а вот Крутые Матери зрителю ещё не примелькались. И отправили в неравный бой с экранными бандитами свою соотечественницу, актрису Веронику Нго. Которая, как и наша "комсомолка-спортсменка-красавица", тоже сочетает в себе целый букет достоинств. То есть и внешне она обаяшка, и драматическую слезу, когда надо, из себя выжмет, и мужиков весьма киногенично дубасит руками и ногами, что в "Фурии" от неё требовалось превыше всего.
Зовут же нашу Крутую Мать-одиночку Хай Фуонг, живёт она в провинции и работает обычной скромной... коллекторшей. То есть днями напролёт бегает по округе и вышибает из людей долги. Иногда - с помощью местного кунг-фу под названием вовинам, чью школу ей преподал в детстве отец. В свободное же от работы время Хай... нет, не участвует в боях без правил, а как простая домохозяйка ходит на рынок за едой и растит дочурку Май, которой недавно исполнилось 10 лет.
И вот в один откровенно хреновый день Май внезапно похищают...
Зачем во Вьетнаме мафия ворует из-под носа родителей маленьких девочек, нам объяснят по ходу фильма, хотя вы и сами об этом догадаетесь... со второй или третьей попытки. Но прежде мы узнаем, что Хай не всегда жила в захолустье и гоняла по рисовым полям крестьян-неплательщиков. Когда-то она была горожанкой Сайгона и управляла для мафии ночным клубом, но, забеременев, взбрыкнула, послала всё нафиг и ушла в дауншифтеры. И вот теперь Хай волей-неволей возвращается в ненавистный ей Сайгон. Потому что именно туда бегут похитители Май, по следу которых идет её Крутая Мать, и которых она по ходу дела минусует своим вовинамом.
Кстати, о нём. Или, точнее, о градусе кровожадности, который в "Фурии" тоже заметно ниже, чем в "Рейде" и "Заложнице". Не то, чтобы кровь здесь не льют совсем, но всё-таки её маловато для столь яростных рукопашных побоищ, где не стесняются размахивать ножами, топорами, гаечными ключами, отвертками и молотками.
Впрочем, эта досадное ограничение не сильно портит зрителю удовольствие от местных драк, что компенсируют малокровие своим количеством, трюкачеством и разнообразием. Да и кунг-фуистка... точнее, вовинамка из Вероники Нго удалась зачётная. Особенно учитывая, что она уже не шустрая девочка, а женщина средних лет, хотя по её личику и фигурке этого не скажешь.
***
В общем, я рад за то, что вьетнамцы пусть поздновато, но подключились к параду-алле современных азиатских боевиков. И за то, что им повезло добиться на этом поприще успеха.
От себя же замечу, что как мордобойно-каскадерский балет, "Фурия" и впрямь получилась выше среднего уровня. Да ещё с крутой героиней-женщиной, которая хоть и проливает иногда слёзки в минуты печали, но это никак не отражается на её рукопашной стойкости, быстроте и реакции. Поэтому да, я голосую за "Фурию 2", что при таком киноуспехе национального вьетнамского масштаба наверняка появится в самое ближайшее время.