Сложно переоценить умение ребёнка играть и заниматься самостоятельно.
Сразу отмечу: этому, как и всему остальному, ребёнка нужно учить.
Очень важный навык - умение занять себя. Согласитесь, даже те родители, кто уделяет своему ребёнку, его воспитанию и развитию максимум времени не могут быть с ним 24 часа в сутки. Им надо работать, делать домашние дела, да и просто уделить время себе.
Приучение к самозанятости происходит постепенно и начинается, буквально, с пелёнок. Первый опыт - когда вы решитесь оставить ребёнка наедине с его погремушками. Это возможно уже к 2 месяцам (+/-).
Малыш растёт, и вот вы уже готовы оставить его одного на 20 минут в манеже, потом на полчаса и так по нарастающей.
Конечно, у всех процесс происходит по-своему. У одних получается настолько незаметно и естественно, что им кажется, будто бы ребёнок сам вдруг стал самостоятельным, без особого приучения. Другим это даётся сложнее, вот они то понимают, что ничего "с неба не падает", нужно проделать работу в данном направлении.
Как же происходит процесс приучения к самостоятельной игре?
Вот вы впервые показали ребёнку погремушку...Возможно он даже не заинтересуется ей с первого раза. В следующий раз уже попробует взять её, время спустя будет играть ей без вашего участия.
Так и с играми, с творчеством. Откуда ребёнку взять опыт, если вы ни разу не поиграете с ним, не сделаете поделку.
Ребёнок запоминает то, как и во что вы играли с ним. Со временем он способен повторить это самостоятельно.
Рассмотрим на примерах.
1) Сын обожает Lego. Чудо-конструктор - наше спасение и дома, и в дороге.
Как всё начиналось? Мы заметили, что сын обожает разнообразные конструкторы. Когда подрос, решила подарить ему Lego. Первый набор мы собрали по инструкции вместе. Хочу отметить, что это занятие оказалось ооочень увлекательным и для меня! Затем мы играли собранными машинками и человечками, придумывали им различные приключения. После было ещё много разных наборов и отдельных игрушек, купленных, подаренных друзьями и родственниками. И да, порой мы до сих пор собираем их и играем с сыном вместе.
Но!!! Благодаря нашим играм он получил представление, опыт и теперь может играть самостоятельно. Я могу спокойно заняться своими делами, а он играет. Иногда я подслушиваю (т.к.за героев своих игр сын часто говорит вслух, вполголоса). Так вот, он придумывает такие интересные сюжеты и приключения своим персонажам - мне остаётся только радоваться, осознавая, что наши игры не прошли даром.
2) Естественно, к творчеству ребёнка тоже нужно приучать. Если ему не показать, как держать карандаш в руке, как пользоваться ножницами, как создать композицию на чистом листе бумаги - он просто не будет знать, что это вообще возможно и как делается.
Вы можете сказать, что всему этому научат в детском саду/школе. Но, во первых - начинать заниматься творчеством с ребёнком можно с 8 месяцев, то есть ещё до садика.
Читайте об этом подробнее в Нарративе "Когда ребёнок готов к творчеству?" тут по ссылке.
Во вторых - воспитатели детского сада сами просят заниматься дома с детьми дополнительно, т.к. они не способны уделить каждому ребёнку достаточно внимания и домашние тренировки просто необходимы.
Как у нас?
Мы начали заниматься с сыном до садика, как раз месяцев с восьми. Поначалу его участие было минимальным. Иногда он просто наблюдал. Но, постепенно, я давала ему сделать что-то самому: приклеить деталь аппликации, помять пластилин в руках, покалякать карандашом... В процессе выяснилось, что сын не любит рисовать. Это прям не его. Зато обожает аппликации. Думаю тут всё взаимосвязано. Он любит всевозможные конструкторы, а аппликация близка к конструированию.
Теперь, когда у сына есть свой собственный набор инструментов: клей, ножницы, бумага; он может приступить к творчеству в любой момент. И не то что не зовёт меня помочь, а даже просит не мешать ему)). Он может заниматься часами. Конечно же, не каждый день - ведь даже любимое дело иногда надоедает. Но когда он уселся за свои аппликации, я знаю - у меня достаточно свободного времени. "Шедевры" становятся всё сложнее, теперь содержат мелкие детали, остаётся только похвалить и радоваться)) (См.фото).
3) Из своего детства вспоминаю, что мне никогда не приходилось скучать, я всегда могла найти себе занятия. В том числе, мне помогало то, что у меня было много разнообразных хобби. (Первую из серии статей про хобби читайте тут по ссылке).Помню даже - родители хвалили меня и ставили брату в пример. А я и его могла занять.
Он же иногда говорил, что ему скучно и не знает чем заняться.
Этим примером я хочу показать, что всё индивидуально. Два ребёнка из одной семьи, воспитываемые одними и теми же родителями могут иметь разную склонность к самозанятости. Это тоже нужно учитывать, когда будете приучать к самостоятельной игре своего ребёнка.
И опять же, проще будет тем, у кого в семье более одного ребёнка)) Старший может перенять вашу роль в играх и занимать малыша. Взяв за основу ваши игры, то, чему вы научили детей, они будут придумывать себе игры и занятия самостоятельно, а у вас появится больше свободного времени.
Также, это могут быть не только игры - развивающие либо развлекающие. Это могут быть полезные дела по дому, посильные по возрасту: полить цветы, протереть пыль, нарезать огурец к обеду...
Итак, подведём итог. Будет ли ваш ребёнок уметь занимать себя - полностью зависит от вас, от того, как вы его научите, какой преподнесёте образец для подражания. Насколько вы готовы доверять ему, начиная оставлять одного для самостоятельной занятости. И делаем ещё небольшую скидку на характер ребёнка...
Понравилась статья? Поставьте лайк!)
ПОДПИШИТЕСЬ на канал, если хотите видеть статьи в своей ленте рекомендаций!
Мы будем делиться с вами интересными развивашками, в том числе, НЕ ТРЕБУЮЩИМИ МНОГО ВРЕМЕНИ, но несущими огромную ПОЛЬЗУ в развитии.
Будем благодарны, за РЕКОМЕНДАЦИЮ нас вашим знакомым (всем, кто воспитывает/работает с детьми) и КОММЕНТАРИИ! ))
Связаться с нами: в КОММЕНТАРИЯХ под статьёй и на lyubov.molotva@yandex.ru