В середине 1960-х годов назрела необходимость замены промышленного трактора С-80. Ему на смену подготовили новую модель - ЧТЗ Т-130. Его разрабатывали для работы в качестве бульдозера на строительстве дорог и мелиоративных работах. Интересно, что конструкторы также предусмотрели возможность его работы в качестве сельскохозяйственной единицы.
Опытные образцы были подготовлены на Челябинском тракторном заводе в первой половине 1960-х годов. ЧТЗ Т-130 получил четырехтактный турбодизель мощностью 130 л.с. Запускался мотор по старинке - с помощью пускача, но оснащенного электростартером. Коробка передач имела 8 передач переднего хода и 4 передачи заднего. Сцепление - сухое.
Трактор мог работать в диапазоне скоростей от 3.2 до 10.6 км/ч, двигаясь вперед, и от 3.1 до 8.6 км/ч - в обратном направлении.
В конструкции ходовой части использовались накопленный опыт предыдущих моделей. В первую очередь это означало лишь одно: конструкция была не очень надежной и морально устаревшей. Так. слабым местом были бортовые фрикционы. Регулировка натяжения гусеницы - гидравлическая, но не автоматическая.
Зато цельнометаллическая кабина тут совершенно новая. Её скругленные обводы в совокупности с обтекаемыми формами капота смотрелись необычно, особенно на фоне других бульдозеров, выпускаемых советской промышленностью в то время. Кабина имела тепло и звукоизоляцию, вентилятор и печку.
Кроме отвала бульдозера было ЧТЗ Т-130 мог работать и с другим навесным оборудованием. Например, он мог быть краном, трубоукладчиком или корчевателем. А еще мог работать с разнообразным сельскохозяйственным оборудованием. Например, с плугом или боронами.
Впервые ЧТЗ Т-130Б показали широкой публике в начале 1960-х на ВДНХ. Там его экспонировали с широкими болотными гусеницами.
Вот только судьба этого трактора сложилась не очень успешно. Не известно, сколько точно тракторов ЧТЗ Т-130 было выпущено. Судя по тому, что ранние Т-130 остались лишь на архивных фото, до наших дней ни один из них не уцелел.