В первой части мы говорили о вооруженном конфликте, который протекает в центральной Африке уже 20 лет и не привлекает к себе внимание мирового сообщества.
Теперь мы расскажем, кому выгодны войны на "черном" континенте и каким образом мировые поставщики оружия снабжают преступные африканские режимы.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: бизнес на геноциде.
Расследование ведут..
После геноцида народа Тутси в Руанде в 1994 году, унесшего 1 миллион человеческих жизней, ООН наложило на страну эмбарго на импорт вооружений.
Тем не менее правозащитные организации Human Rights Watch и Amnesty International продолжали сообщать о поступлениях в страну оружия из Албании, Болгарии, Франции и Южной Африки.
Правительства этих стран свою причастность естественно отрицали. Однако сведения правозащитников подтверждали случайные перехваты данных о поставках сербского оружия в Сомали и грузовых военных авиарейсах из Сейшельских остров на территорию Демократической республики Конго (ДКР). Оружие из этих поставок было выявлено в Руанде - в руках участников уничтожения мирного населения.
Под определенным давлением, в 1995 году ООН образовала спецкомиссию по расследованию незаконных поставок вооружений в зону конфликта. Самостоятельные расследования провели крупные новостные издания Le Figaro, Forbes, Corriere Della Sera.
Черный рынок
Оказалось, сделки по «сейшельскому» оружию сопровождал Национальный банк Парижа, швейцарский банк Union Bancaire Privée, Федеральный резервный банк в Нью-Йорке. Экспедиторами груза выступали люди, имевшие отношение к бывшему правительству ЮАР. Покупателей представляли военные из Руанды.
Раскручивание цепочки сделок привело к неожиданным результатам. Вскрылись транспортные терминалы на территории Европы, подставные фирмы, личности поставщиков.
Оказалось, представители силовых структур Израиля в самых разгар руандийской резни в 1994 году отгружали стрелковое оружие преступному режиму Хуту из портов на территории Албании. Для прикрытия использовались британские компании, зарегистрированные на территории острова Мэн. Одна из таких компаний, Mil-Tec, получила за поставку оружия в Руанду в 1993-1995 годах 4.8 млн. долларов только по одной из сделок.
Примерно в то же время Руанда заключила контракт на поставку оружия из Гонконга и Китая на сумму 4,7 млн. долларов США. Для перевозки использовались российские самолеты «Антонов», транспортными хабами выступали авиа терминалы Болгарии. Учредителями компаний-посредников были граждане Израиля и России.
Как реагировали на всплывшую информацию официальные лица? Никак. Министр иностранных дел Великобритании по запросу спецкомиссии ООН сподобился на уникальный ответ, что поставки компанией Mil-Tec оружия запрещенным режимам выходят за пределы юрисдикции Соединенного королевства. При этом он согласился, что в 1994 году были допущены «некоторые упущения» в контроле за оборотом оружия. Упущение действительно были. По результатам этих упущений в апреле 1994 года в Руанде в течение одной недели Хуту уничтожили 300 тысяч Тутси.
Откуда деньги?
Государственные бюджеты участников Конголезских войн 1990х-2000х годов – Бурунди, Руанды, Демократической республики Конго, Чада (и др.) прочно занимают места во второй сотне мирового рейтинга. Каким образом бедные страны десятилетиями пополняют оружейные склады, ведут наступательные войны, набирают наёмников?
Сделки с оружием проходят на основе бартера, где ходовым товаром являются шкуры животных, твердая древесина, слоновая кость, драгоценные камни. По некоторым данным, США предпочитает сырую нефть, Израиль – алмазы, Северная Корея (да-да, мы не ошиблись, корейцы тоже в деле) – медь, кобальт, уран.
Кроме того, власти Хуту облагали специальными налогами на вооружение и без того нищее население. Ходили слухи о финансовых субсидиях Уганде со стороны США.
Как это работает?
Организация поставок оружия в страны Центральной Африки в обход эмбарго ООН осуществляется по следующей схеме.
Поставщиком оружия как правило выступает физическое или юридическое лицо, аффилированное с военизированными структурами, спецслужбами страны происхождения оружия. Поставщиками оружия в Руанду, по мнению ООН, в основном выступали восточно-европейские страны и государства Азии (читай Китай). В части Европы это было связано с высвобождением огромного количества оружия после окончания Холодной войны и его слабым учетом на постсоветском пространстве.
Однако, не меньше проблем в Западной Европе и Америке. Оптовая продажа оружия там и во времена геноцида в Руанде и сегодня осуществляется на основании лицензий. Например, США может выдать лицензию Литве (которая участник блока НАТО) на распространение американских винтовок М 16 и продать прибалтийскому государству партию такого оружия. Кому перепродаст винтовки Литва остается вопросом. И хотя законодательство меняется в лучшую сторону, контроль за установлением конечного потребителя по цепочке сделок с несколькими участниками осуществляется слабо. Во всяком случае, об этом говорят данные исследований по делам Руанды и ДКР, где на ряду с Калашниковыми вполне в ходу, например, американские винтовки времен Вьетнама и австрийские Steyr AUG.
Поставщик оружия как правило не имеет контактов и даже не знаком с конечным получателем.
Доставка оружия от поставщика к получателю – это задача брокера. Во времена бойни в Руанде и конголезских войн на рубеже веков, брокерами выступали в основном граждане западной Европы, имевшие тесные контакты как с африканскими партнерами, так и с восточно-европейскими. Обычно это люди с несколькими гражданствами и паспортами.
Оформление сделок происходит через несколько юридических лиц, часто зарегистрированных в оффшорах. При этом офшорные юрисдикции регистрируют организации без тщательной проверки документов, часто на номинальных, а иногда и на несуществующих владельцев.
Как осуществляется перевозка. Основной принцип – владелец морского судна или самолета не имеет отношения и не находится физически в стране отправки и доставки. Более того, оружие как правило не проходит через страну, где заключена нелегальная сделка. Таким образом путаются следы.
Конечно, используется подлог документов и коррупционная составляющая. Мастером таких дел был наш соотечественник Виктор Бут, о котором чуть ниже.
Случалось, когда судно с опасным грузом меняло частоты, флаг приписки, собственника, содержание накладных и даже название в процессе морского перехода. По показаниям свидетелей, самолеты, условно, из Болгарии прилетали с многочасовой задержкой в ЮАР, так как делали незарегистрированные посадки в центрально-африканских странах.
Экипаж задержанного судна или самолета редко знал, что содержится в грузовом отсеке и не мог дать внятные показания при задержании – еще одна страховка на случай провала.
Виктор Бут и российский след.
Российские граждане и организации неоднократно обвинялись в незаконных поставках вооружений в страны Африки. Например, в 1998 году власти ЮАР блокировали российские грузовые авиакомпании и выслали 20 пилотов с обвинениями в нарушениях более ста правил гражданской авиации.
В 2014 году в Нигерии был задержан российский Ан-124 "Руслан", напичканный оружием. Обвинения в незаконном обороте оружия МИД РФ категорически отрицал.
Многие помнят дело российского предпринимателя Виктора Анатольевича Бута, который по сообщениям отечественных СМИ противозаконным образом был задержан в Тайланде по запросу США в 2008 г., после чего опять же по незаконным политическим основаниям был экстрадирован в США для отбывания пожизненного заключения.
По сообщениям англоязычных источников (российских мы не нашли) В.Бут, в прошлом сотрудник КГБ, и его партнеры активно участвовал в конголезских событиях, снабжал оружием и боеприпасами власти Руанды, преступный режим Сьерра-Леоне.
Например, в августе 1997 года компания Air Cess Swaziland (Ply) Ltd. под управлением В. Бута получила двухлетнюю лицензию на осуществление авиаперевозок от органов гражданской авиации Свазиленда. В 1998 году правительство Свазиленда по результатам расследования выявило 47 воздушных судов, в том числе имевших отношение к российскому предпринимателю, занимающихся незаконными перевозками военной техники. В одном из самолетов находились два военных вертолета российского производства, оформленных как «запасные части к машинам».
Виктор Анатольевич имел до 5 паспортов, успешно пользовался флагами приписки самолетов в юрисдикциях со слабым регулированием воздушных перевозок (например, Либерия, Ангола) – т.е. использовал так называемые «удобные флаги». В накладных на английском языке часто по-разному писал свою фамилию, чтобы сбить след.
Отсутствие прямой связи между ним и его компаниями, насколько нам известно, обезопасили нашего соотечественника от уголовного преследования. Во всяком случае, по данным СМИ он стал жертвой американского правосудия, потому что нелегально продавал оружие в Колумбию, но не в Африканские страны.
Кто виноват?
Ни одно из государств, названных нами среди стран экспортеров нелегального оружия, не понесло реальной юридической ответственности за поставки в африканские страны, где с помощью этого оружия осуществлялся геноцид местного населения.
Конечно, многое списано на «самостоятельно действующих» брокеров, неясные схемы поставок, недостаточное законодательство.
В докладах ООН по факту незаконных поставок вооружений использованы обтекаемые формулировки – в числе виновных не названо ни одно конкретное государство, ни одно высокопоставленное должностное лицо.
По данным СМИ, деятельность Израиля по поставке вооружений в Руанду в период геноцида Тутси засекречена с 2016 г.
Что в итоге
Мы рассказали про кровавый след, который оставили страны цивилизованного мира в истории Африки. Пояснили, каким образом преступные африканские режимы вопреки запретам ООН получают оружие из Европы, США и Азии.
Тем временем, западные страны, Россия и Китай укрепляют позиции на континенте.
Геноцид в Руанде, Первая конголезская война, Великая африканская война, Конфликт в Киву - можно продолжать бесконечно…
При этом у нас не принято говорить про Африканские войны. Может быть нам все равно, что происходит на географических задворках? Или просто деньги любят тишину. Ответы оставим на усмотрение читателя.