Найти тему
Нервный тик

Довести до ручки

Для чего существуют дома-музеи писателей? Вопрос посетил меня совершенно случайно, во время прогулки по московской квартире семьи Достоевских. До того как прийти туда я прочла подробную биографию писателя и решила сходить в то самое пространство. Пришла, заплатила деньги и направилась глядеть. В стоимость, по-видимому, входили упреки местной старушки, которая тщательно бдит за порядком.

Вошла в первую комнату – увидела стол, стул, диван и игрушки. Вошла во вторую комнату – диван, стол, цветы. В третью – кровать, тумбочка, печь. В четвертую – портрет, стулья, посмертная маска, Библия. Осознала, что трепета и благоговения не ощущаю. Новыми знаниями не запаслась. Потерялась окончательно при виде ручки писателя. Предмет был под защитным колпаком и стоял отдельно от остальных. Это обстоятельство наводило на мысль об его особенности и о каком-то глубоком смысле. Моя приемная антенна не уловила этот сигнал. Чувствовала себя полной идиоткой, смотрящей на ручку под колпаком.

-2

Зачем мне знать, какой ручкой он писал книги? Какая мне разница, где любил сидеть и какой кружкой пользовался? Разве все это поможет мне глубже прочувствовать замысел его произведений? Ответ – нет. Если я захочу узнать обстановку его квартиры, то прочту биографию. Воображение само все реконструирует. Для этого совсем не обязательно плестись в дом-музей. Вот еще более революционный вывод – можно вообще не знать обстановку его квартиры и улицу, на которой он проживал. Самое драгоценное, что все эти великие умы оставляют – текст. А все эти пространства, предметы и вещи теряют вес без носителя.

Для чего и для кого все это? По моему мнению, экскурсии в домах-музеях существуют для детей и иностранцев, которым хочется посредством праздного разглядывания предметов прикоснуться к чему-то высокому. Напрягать свой мозг чтением и тренировкой воображения – скучно. Круче видеть перед собой визуальный ряд, пока какая-то тетенька надрывает голос. Не скажу, что это плохо. Просто каждому свое.

Такое же чувство тягостного хождения по жилым комнатам писателя я ощутила в Ясной Поляне. Единственное, что заинтересовало – библиотека. Но мне не разрешил подойти поближе и рассмотреть все книги. Вместо этого я полчаса смотрела на кресло писателя и слушала о том, как он там сидел. По Ясной Поляне нужно гулять, пить свежую воду из источника, валяться на траве, думать о вечных вопросах! Но точно не тесниться в душных помещениях усадьбы.

-3

Я не предлагаю снести все усадьбы и квартиры: это памятники исторического наследия. Они несут в себе ценность как архитектура. Я лишь говорю о том, что можно ощутить всю палитру чувств от прослушивания мелодии, просмотра картины или прочтения книги. Но испытывать что-то от ручки под колпаком – извините!