Найти тему
Твоя Италия

Достоевский в Италии: цитаты о любимых (и не очень) городах

Достоевского любят и ценят в Италии. Улицы нескольких городов носят его имя, его книги пользуются большой популярностью. И даже президент Италии Серджо Матарелла, отвечая на вопрос, какие книги он бы порекомендовал читать молодым, сказал: «Начинайте с Достоевского, ребята». Мы собрали цитаты великого писателя о городах Италии, в которых он останавливался.

Достоевский очень любил Италию. Из дневника писателя следует, что еще в 15 лет, когда он ехал в Петербург учиться, он «беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни». В течение своей жизни он часто бывал за границей, а в Италию посетил Рим, Неаполь, Милан, Венецию, Триест, Турин, Ливорно, Геную, Флоренцию и Болонью.

Рим

О Риме писатель был немногословен. Но из нескольких скупых строк видно, что Вечный Город произвел на него большое впечатление.

«Странно: пишу из Рима и ни слова о Риме! Но что бы я мог написать Вам? Боже мой! Да разве это можно описывать в письмах? Приехал третьего дня ночью. Вчера утром осматривал Св. Петра. Впечатление сильное, Николай Николаич, с холодом по спине. Сегодня осматривал Forum и все его развалины. Затем Колизей!» (письмо Н. Н. Страхову 30 сентября 1863)

«Рим и Неаполь сильно меня поразили» (письмо И. С. Тургеневу 18 октября 1863)

Венеция

-2

Достоевский не скупился на похвалы романтичному городу:

"Мы проехали через Венецию, в которой простояли два дня, и Аня только ахала и вскрикивала, смотря на площадь и на дворцы. В соборе S. Marc (удивительная вещь, несравненная!) она потеряла свой резной швейцарский веер..." (письмо С.А.Ивановой от 10 сентября 1869).

А вот и свидетельство супруги писателя, Анны Григорьевны:

"В Венеции мы прожили несколько дней, и Федор Михайлович был в полном восторге от архитектуры церкви св. Марка (Chiesa San Marco) и целыми часами рассматривал украшающие стены мозаики, ходили мы вместе и в Palazzo Ducale, и муж мой приходил в восхищение от его удивительной архитектуры; восхищался и поразительной красоты потолками Дворца дожей, нарисованными лучшими художниками XV столетия. Можно сказать, что все четыре дня мы не сходили с площади San Marco, - до того она, и днем, и вечером, производила на нас чарующее впечатление» (Достоевская А. Г. «Воспоминания»)

Флоренция

-3

Среди всех итальянских городов Флоренция – самый важный для Достоевского и его творчества:

«Флоренция хороша, но уж очень мокра. Но розы до сих пор цветут в саду Boboli на открытом воздухе. А какие драгоценности в галереях! Боже, я просмотрел «Мадонну в креслах» в 63-м году, смотрел неделю и только теперь увидел. Но и кроме нее сколько божественного» (письмо А. Н. Майкову от 23 декабря 1868)

Анна Григорьевна, супруга писателя, пишет более подробно:

«…мы решили переехать на зиму во Флоренцию. Федор Михайлович когда-то бывал там, и у него остались о городе хорошие воспоминания, главным образом о художественных сокровищах Флоренции.

Таким образом, в конце ноября 1868 года мы перебрались в тогдашнюю столицу Италии и поселились вблизи Palazzo Pitti. Перемена места опять повлияла благоприятно на моего мужа, и мы стали вместе осматривать церкви, музеи и дворцы. Помню, как Федор Михайлович приходил в восхищение от Cathedrale, церкви Santa Maria del fiore и от небольшой капеллы del Battistero, в которой обычно крестят младенцев. Бронзовые двери Battistero (особенно delta del Paradiso), работы знаменитого Ghiberti, очаровали Федора Михайловича, и он, часто проходя мимо капеллы, всегда останавливался и рассматривал их. Муж уверял меня, что если ему случится разбогатеть, то он непременно купит фотографии этих дверей, если возможно, в натуральную их величину, и повесит у себя в кабинете, чтобы на них любоваться.

Часто мы с мужем бывали в Palazzo Pitti, и он приходил в восторг от картины Рафаэля "Madonna della Sedia". Другая картина того же художника "S. Giovan Battista nel deserto" (Иоанн Креститель в пустыне), находящаяся в галерее Uffizi, тоже приводила в восхищение Федора Михайловича, и он всегда долго стоял перед нею. Посетив картинную галерею, он непременно шел смотреть в том же здании статую Venere de Medici (Венеру Медицейскую) работы знаменитого греческого скульптора (Cleomene) Клеомена. Эту статую мой муж признавал гениальным произведением. «…»

На доме, в котором жили Достоевские во Флоренции, прямо напротив Палаццо Питти, установлена мемориальная доска, на которой указано, что именно здесь автор закончил роман «Идиот».

Милан

-4

Более строгий Милан тоже нравился писателю. Особенно он ценил миланский собор.

“ Жить в Милане немного дорого; город большой и значительный, но не живописный и почти не похож на настоящую Италию. В окрестностях, то есть полчаса езды по железной дороге, чудное озеро Комо, но я там еще в этот раз не был. Всё, что есть замечательного в городе, - это знаменитый Миланский собор, громадный, мраморный, готический, весь вырезан а jour и фантастичен, как сон. Внутренность необычайно хороша”, написал он С.А. Ивановой 7 ноября 1868 года.

Анна Григорьевна тоже сообщает, что Федор Михайлович восхищался собором:

«Перемена обстановки, дорожные впечатления, новые люди (ломбардцы-крестьяне, по мнению Федора Михайловича, с виду очень похожи на русских крестьян)-- все это повлияло на настроение Федора Михайловича, и первые дни пребывания в Милане он был чрезвычайно оживлен: водил меня осматривать знаменитый Миланский собор Il Duomo, составлявший для него всегда предмет искреннего и глубокого восхищения. Федор Михайлович жалел только о том, что площадь пред собором близко застроена домами (теперь площадь значительно расширена), и говорил, что архитектура Il Duomo, таким образом, теряет в своей величественности. В один ясный день мы с мужем даже взбирались на кровлю собора, чтобы бросить взгляд на окрестности и лучше рассмотреть украшающие его статуи» (Достоевская А. Г. «Воспоминания»).

Историк Михаил Талалай комментирует по этому поводу: «Достоевский очень любил Кафедральный собор Милана. Он вообще любил готику, и на полях его рукописей мы видим очень изощренные рисуночки, где он по памяти очень хорошо воспроизводил химер, горгулий, шпили. Именно готика как архитектура, устремленная ввысь, совсем не пошлая, не материальная, его увлекала и пленяла» (Передача «Русский Мир Милана», ведущий Иван Толстой, Радио Свобода 03.06.2012)

Болонья

-5

О посещении Болоньи оставила запись Анна Григорьевна Достоевская.

«…мы остановились в Болонье и поехали в тамошний музей посмотреть картину Рафаэля "Святая Цецилия". Федор Михайлович очень ценил это художественное произведение, но до сих пор видел лишь копии, и теперь был счастлив, что видел оригинал. Мне стоило большого труда, чтобы оторвать мужа от созерцания этой дивной картины, а между тем я боялась пропустить поезд». (Достоевская А. Г. «Воспоминания»).

Турин

-6

Сохранились воспоминания публициста Страхова, сопровождавшего Достоевского во время первого посещения Турина: «В Турине мы ночевали, и он своими прямыми и плоскими улицами показался Федору Михайловичу напоминающим Петербург» (Н. Страхов «Воспоминиания о Достоевском»).

Вообще, Николай Страхов оставил интересное описание Достоевского-путешественника:

Федор Михайлович не был большим мастером путешествовать; его не занимали особенно ни природа, ни исторические памятники, ни произведения искусства, за исключением разве самых великих; все его внимание было устремлено на людей, и он схватывал только их природу и характеры, да разве общее впечатление уличной жизни. Он горячо стал объяснять мне, что презирает обыкновенную, казенную манеру осматривать по путеводителю разные знаменитые места. И мы действительно ничего не осматривали, а только гуляли, где полюднее, и разговаривали. (Н. Страхов «Воспоминиания о Достоевском»).

К сожалению, Федор Михайлович не говорил по-итальянски. Любовь Федоровна Достоевская, дочь писателя, так комментирует этот факт: «Моя мать скоро научилась кое-как объясняться на <итальянском> языке и служила переводчиком отцу, который не мог учить итальянский язык, будучи занят всецело своим романом» (“Достоевский в изображении своей дочери”).

Кстати, сама Любовь Федоровна последние годы жизни провела в Больцано.

Текст: Дарья Мариничева, Андрей Пашков, специально для "Твоей Италии"