Найти тему

Как развивать творческие способности у детей и кошек, и что между ними общего?

Самый очевидный ответ – многим людям и дети, и кошки кажутся милыми. Часто их хочется тискать, гладить и держать на коленках. Второй момент: и детей (особенно маленьких), и кошек очень сложно заставить делать то, чего им делать не хочется. Третий пункт: на них не действует отрицательное подкрепление. И тем, и другим подавай положительное. Об этом пишет в своей книге «Не рычите на собаку!» Карен Прайер.

Одна из обложек бестселлера (на русском языке их около десятка)
Одна из обложек бестселлера (на русском языке их около десятка)
Отрицательно подкрепление – это когда ругают и наказывают. Положительным подкреплением может быть похвала, улыбка, лакомство, деньги. Задача первого – прекратить нежелательное действие. Второе должно ободрять и вести к повторению нужного поведения в будущем.

Кошек наказывать бесполезно, потому что они не настоящие домашние животные (эти-то обычно как раз восприимчивы к наказаниям!). Кошка скорее комменсал. Животное, которое подобно крысе или таракану, живет рядом с нами ради собственной выгоды. Как следствие, о работе или послушании речь здесь не идет. Кошки делают то, что нравится лично им.

Маленький ребенок в этом очень похож на кошку. Карен Прайор пишет, что к малышам БЕССМЫСЛЕННО применять наказания. Они созданы для радости, а не для подчинения. Зато при наличии положительных подкреплений учатся хорошо и быстро. К сожалению, до какого возраста ребенка можно считать «маленьким» и «малышом», в книге не сказано.

Книга «Не рычине на собаку!» впервые была опубликована в США в 1884 году. С тех пор она пережила огромное количество переизданий и была переведена на разные языки. В книге масса самой разной информации. В первую очередь, это законы формирования нужного поведения и методы отучения от ненужного. Причем, применять все это можно и к животным, и к людям. Более того, «дрессировать» можно даже самого себя.

Но лично меня, зацепил другой момент. Творческое начало, оказывается, ТОЖЕ МОЖНО ДРЕССИРОВАТЬ. Или тренировать, тут уж как вам больше нравится. Другой дело, что на старте хорошо бы понять, а нужно ли вам это?

Фотография  взята с ресурса https://www.1zoom.ru/
Фотография взята с ресурса https://www.1zoom.ru/

Карен Прайон приводит примеры с дельфинами, собаками и котом. Самый показательный – первый. В парке «Ли Лайф», где он она работала в 60-х годах прошлого века, тренеры начали подкреплять (поощрять рыбкой и свистком) все новое и необычное из того, что делали два дельфина. Очень скоро дрессируемые поняли, в чем фишка, и стали придумывать совершенно удивительные проделки. С одной стороны, это было, конечно, здорово. С другой стороны, как только дельфины открыли для себя радость творчества, они стали совершенно невыносимы и неуправляемы. Теперь цитата:

…Общество, особенно школьную систему, иногда критикуют за то, что творческое начало подавляется, а не стимулируется. Я считаю эту критику обоснованной, но в то же время совершенно ясно, что общество предпочитает сохранить статус-кво ‹…› Новаторы непредсказуемы по определению. Возможно, общество способно выдержать лишь определенное количество подобных людей…
Карен Прайон «Не рычите на собаку!»

В любом случае, как стимулировать творческое начало в себе, муже, детях, а также наших кошке и собаке, я поняла. Насчет остального всерьез думаю. Спасибо бабушке Карен!

Карен Прайор – биолог, ученый-бихевиорист, дрессировщик. 14 мая 2019 года ей исполнилось уже 87 лет! У Карен 3 детей и 7 (может сейчас уже и больше) внуков. Она написала 12 книг. Интересно, что первой ее книгой была «Кормите ребенка грудью» (на русский язык не переведена), а сборник «Несущие ветер» целиком посвящен дрессировке дельфинов.

Подписывайтесь на канал «С книгой по жизни» и будем читать вместе. Уважаю нон-фикшн и новинки художественной литературы. Много читаю детям.