О том, как устроен мир «По ту сторону изгороди».
Название картины уже отсылает нас к мысли, что перед нами не просто мир, а иное измерение. А если быть точнее — Неизведанное. Куда и попадают главные герои: мальчики — Вирт и Грег.
Вокруг бескрайний тёмный лес, тьма: и непонятно, где здесь начало, а где конец. Дорога обрывается и ведёт в никуда. Показательно, что повествование любой серии всегда начинается не с самого момента пути, а уже с конечной локации. Из чего мы можем сделать вывод, что сама дорога выступает больше символом, нежели связующим звено между пунктами. Как физического объекта её не существует.
Каждый раз персонажи попадают в совершенно иной мир. Таким образом, само Неизведанное можно назвать лоскутным одеялом, где любой кусочек — гиперссылка. Это некая игра в постмодернистский текст.
В самом ландшафте локаций отсутствует лес. Но, тем не менее, чтобы попасть в следующий пункт, Вирт и Грег проходят именно через него. Лес — эфемерная ткань, которая связывает Неизведанное. Это нити, сшивающие лоскуты. И их не миновать.
Тут же стоит упомянуть, что именно в лесу обитает таинственный Зверь. Это апофеоз зла. Каждый житель Неизведанного знает о нём и с ужасом дрожит от одного лишь имени. Но у самого Зверя нет лица. Точнее есть — и их несколько. Но всё это не что иное, как собирательный образ кошмарного. Нет в нём ничего конкретного.
В отличие от главных героев. В них заложены всем известные архетипы: Вирт — странник, Грег — шут. Некие Дон Кихот и Санчо Панса, которым всё нипочём. Они неисчерпаемы. Однако, как только Вирт начинает заводить разговоры о бессмысленности жизни, а Грег попадает в неприятности, мы тут же узнаём самих себя: пустые обыватели, которые либо рассуждают про изюм и виноград, либо текут «по извилистой реке жизни навстречу неизбежному чёрному океану».
Время — это отдельный пункт. Единственная вещь, которая нам известна: мальчики попадают в Неизведанное 31 октября, в канун Хэллоуина. Но это реальное измерение. В самом же потустороннем мире категория времени несколько отличается: нам не известен месяц, день, час. Однако мы измеряем его количеством локаций, через которые прошли Вирт и Грег. Нам не важно, что времени как такового нет: ведь есть цепочки причинно-следственных связей, которыми мы подменяем это понятие.
Весь мультсериал «По ту сторону изгороди» — это сплошные аллюзии. Здесь смешиваются мифы разных народов (от японских до греческих), произведения Стивена Кинга, Эдгара По и Данте Алигьери, фильмы «Лабиринт» Дэвида Боуи и «Унесённые призраками» Хаяо Миядзаки. А общая атмосфера больше свойственна эпохе декаданса, но никак не сказке. Всё это говорит о том, что перед нами нет цельного мира. А есть только кусочки разных реальностей, из которых мы стараемся выстроить единую Вселенную. Однако, этот процесс бесконечный. Ведь само Неизведанное — это воображаемый рассказ внутри другого рассказа.
Автор: Вера Кушнаренко