Найти тему
РЫКОВ ГРУПП

Как найти активы должника в лабиринтах офшоров

Кто и сколько богатств хранит в офшорах – узнать сложно. На то они и офшоры! По оценке американского агентства NBER речь идёт о 10% всей мировой экономики. Россия – в пятёрке лидеров по выводу гражданами капитала за границу. О черных дырах, вытягивающих финансы из внутреннего оборота страны, поговорим в статье. Почему граждане и компании ведут дела через офшорные зоны, что они прячут, и как это найти.

Непрозрачность офшорных зон

Обычно под термином «офшорная зона» понимают юрисдикцию, в которой

а) иностранные предприятия или физические лица платят меньше налогов, и

б) упрощённые процедуры регистрации позволяют скрыть действительных владельцев имущества.

Соответственно, путей использования офшоров тоже два. Если российский бизнес создаёт компанию на Кипре или на Британских Виргинских островах для минимизации налогов – это невыгодно для Российской Федерации, но вполне законно. Если же должник выводит активы на анонимную сейшельскую компанию, чтобы не платить кредиторам, - он нарушает закон. Такие активы разыскиваются и арестовываются.

Правительства крупных стран не жалуют офшорный бизнес. Но для некоторых небольших государств без природных ресурсов – это единственная возможность заработать. Они всеми силами скрывают имена клиентов. Анонимность притягивает богатых иностранцев и их активы. Добиться от местных регистраторов ответа, кто же владелец той или иной компании, чрезвычайно трудно. Но международное сообщество продавливает офшорные юрисдикции и заставляет делиться информацией.

В сентябре 2018 года запущен международный стандарт раскрытия информации. Он разработан OECD. Эта организация занимается развитием мировой экономики на основе межгосударственного взаимодействия. Один из интересов OECD – минимизация офшорных потерь государств.

Внедрение нового стандарта препятствует анонимности бизнеса и создаёт возможность для автоматизации обмена информацией между государствами. Гражданин зарегистрировал компанию в офшорной зоне – контролирующие органы на Родине уже в курсе. Это пока в перспективе, но уже сейчас владельцы зарубежных активов почувствовали давление.

К примеру, на Сейшельских островах при регистрации не нужно было сообщать данные владельцев компании и даже директора. Поэтому реальные бенефициары записывали фирмы на себя, а не на подставных лиц. В 2018 году власти потребовали объявить директоров. Как только регистраторы получат эту информацию, она станет доступной и для ФНС, и для правоохранительных органов РФ.

Такие подвижки сейчас происходят на всех «тёмных налоговых территориях». Местные регуляторы процесс затягивают. Дают клиентам время спрятать имущество, перевести активы в другие юрисдикции или на номинальных владельцев. Но дотянуться до зарубежных активов должника стало гораздо легче.

Как искать чёрную кошку в тёмной комнате

-2

В качестве примера напомним известную историю Павла Грудинина – директора совхоза им.Ленина и владельца 44% акций. Одним из акционеров сельхозпредприятия была компания, зарегистрированная в Белизе. Белиз не делится информацией с другими государствами, однако ФНС России удалось в 2018 году получить информацию о собственнике офшорной фирмы. Им оказался сам Павел Николаевич. Правда, в 2017 году владелец поменялся. Но раскрытие информации произошло, и это причинило бенефициару немало хлопот и прямой материальный ущерб в виде штрафов.

По запросам судов и правоохранительных органов иностранные регистраторы информацию выдают. Часто это происходит с задержкой, но происходит. Способ не стопроцентный, но достаточно надёжный. Получить от иностранного регулятора нужную информацию возможно и другим способом.

Некоторые чиновники соглашаются сотрудничать с журналистами. В Европе чтут право журналиста на информацию и опасаются проблем. Журналистское удостоверение и настойчивость способны пробить стену анонимности. Адвокатам также соглашаются предоставлять информацию. В некоторых юрисдикциях, например в США, адвокатский запрос имеет вес.

Если регистраторы отказывают иностранным адвокатам, можно обратиться к услугам местного юридического сообщества. Здесь работают обычаи делового оборота. Местный юрист знает, как сформулировать запрос и к кому обратиться, чтобы заполучить нужные данные.   

Официальные документы регистратора – это доказательство для любого суда. Если вы участвуете в процессе, такие бумаги необходимы. Но для розыска активов и выявления собственников не нужно летать на Карибы и бодаться с местными регуляторами. Информацию можно добыть самостоятельно.

Есть международные сервисы, которые занимаются сбором, обработкой и предоставлением информации о контрагентах. Они дороги. Например, Orbis стоит 40-60 тысяч долларов в год. Эти сервисы предоставляют данные по всем странам. Помимо Orbis стоит назвать Lexix Nexis и World Check.

Если Вы знаете, в какой стране искать, это упрощает и удешевляет работу. Национальные регуляторы ведут открытые реестры компаний. В России такую информацию можно получить на сайте ФНС. В Великобритании – на сайте beta.companieshouse.gov.uk.

В открытых реестрах можно отыскать подсказки, кусочки пазла. Например, адрес компании. Или название управляющей компании. Другие кусочки ищем в иных источниках.

Полезным источником информации служат судебные реестры. Компании или частные лица могут фигурировать в бракоразводных процессах, делах о банкротстве, о налогах и т.п. В судебных протоколах записаны представители сторон. Если физическое лицо выступает от имени компании, возможно, между ними есть связь. Иногда стороны требуют установить конечного бенефициара того или иного актива. Об этом также будет запись в протоколе.

Журналистские расследования служат богатым источником информации. В качестве примера вспомним утечки данных некоторых офшорных регистраторов, так называемые Offshore Leaks и Panama Papers. Консорциум журналистов получил и опубликовал эту информацию для общего пользования. Эти документы связывают офшорные компании с реальными бенефициарами.

Ещё один доступный источник информации – отчётность. Компании публикуют информацию об аффилированных лицах. Сделки с заинтересованностью и т.п. Такую обязанность вменяют юрлицам во многих государствах. Один из элементов отчетности, на который обычно не смотрят, – подпись. А ведь люди всегда подписываются одинаково. Если в отчёте российской компании стоит такая же подпись, как в отчёте компании по другую сторону Атлантики, вот вам и реальный бенефициар.

Каждый источник может дать частицу информации. Сопоставление данных даёт картину целиком. Если свидетельств достаточно, можно обращаться в суд. На судебные запросы иностранные юрисдикции отвечают. В 2018 году даже знаменитая швейцарская банковская система сдала свои позиции. Швейцарские банкиры веками хранили данные своих клиентов, не выдавали их никому. Но и они стали делиться информацией под давлением мирового сообщества.

Офшорные юрисдикции уже не являются тайной за семью печатями. Вы можете проверить компанию контрагента в Панаме или разыскать активы должника, записанные на сейшельский траст. Инструменты для этого есть. И они доступны.

У вас проблемы с взысканием задолженности с должника? Получите бесплатную консультацию эксперта прямо сейчас