Найти тему
Нарина Ринго

Про Ганди. Ч.1

Когда рассказываешь о независимости Индии, надо и о Ганди упомянуть.

Ганди настолько примелькался в образе сухого деда в накидке, с посохом и в очках, что кажется будто таким – уже состарившимся и мудрым – и вытряхнула его мать-история из складок своей юбки. Он смотрит на тебя со всех купюр, с памятников, с мусоровозов. Символ санитарии, общественных туалетов и уборки нечистот в Индоре – его круглые очки. Дед следит за тобой. Не гадь, где попало.

Ганди – гениальный продукт политтехнологий, предвосхитивший свое время в области создания народного лидера. С точки зрения формирования имиджа отца нации, ума и таланта ему было не занимать.

В начале 20 века Индия настолько устала от иностранцев и косящих под них местных, которые только и делали, что толкали речи и давали ценные указания, как дальше жить, ни черта при этом не делая, что остро нуждалась в лидере из народа, который бы олицетворял соль земли.

Мохандас Ганди, которого индийцы станут звать с легкой руки бенгальского писателя Рабиндраната Тагора (кстати, первый «небелый» лауреат нобелевской премии в области литературы) «Великая душа», Махатма, родился в штате Гуджарат (откуда родом добрый и красивый премьер-министр Моди) в семье варны вайшья. Семья была очень ортодоксальная. Настолько, что молилась, не ела яиц, рыбы и мяса, в качестве развлечений читала религиозные тексты, а самого Ганди в 13 лет женили на девочке по имени Кастурба.

Ее именем названа государственная клиника лучшей гинекологини из Индора по версии богини из Деваса - Кастурба Хоспитал. Клиника издалека похожа на длинный склад зерна или барак. Между стенами и крышей – пустое пространство, в которое ветер заносит листья, а за окнами без стекол, прикрытыми колышущимися, зеленого сукна шторками, хорошо видно мужей, которые привели своих жен на осмотр. Осматривают лежа. Кушетка старая и местами с прорехами. Это был первый и последний раз, когда мы там побывали, оставивший в моей душе неизгладимые впечатления. Гинекология, может, и лучшая, но государственная клиника требует совершенствования материально-технической базы.

Я отвлеклась. Когда Ганди было 19 лет уехал он учится на юриста в Ландан из зэ кэпитал оф Грэйт Бритн. Образование получил приличное, начитался всякой крамолы и проникся. Лев Толстой очень понравился идеями всеобщего равенства. Сам граф не будь дурак, не писал, как он привилегиями своего барства пользовался: как по девкам ходил, как жене нервы мотал, как наносил добро и причинял пользу крестьянам, криво и косо выполняя работы. А то образ вышел бы менее незамутненный. Но Ганди чувствовал, что имидж решает. Как и граф, он заигрывался в человека из народа. Может, кто-то видел фото, где Ганди едет в простом вагоне поезда, например. Такие выступления стоили очень дорого. Да, Ганди ездил в обычном бедняцком вагоне, но выкупались все билеты, чтобы он имел возможность ехать один. Впрочем, какой образ взамен получался!

Попутно на него оказал влияние ирландский Ленин по имени Майкл Девитт – всё из тюрем и ссылок статьи революционный писал. Чем больше читаю биографии замечательных людей, тем чаще прихожу к выводу, что по тюрьмам и по ссылкам писать удобнее всего. Попросил перо и чернила у надзирателя или налепил из мякиша чернильницу, стул и бюро и вперед, жечь глаголом. А не украдкой и втихаря, борясь с соблазнами и шумами вольной жизни.

Получив свидетельство об образовании Ганди вернулся в Индию, работу не нашел и поехал он тогда в Южную Африку, индийцев освобождать. Там тоже жили индийцы и тоже жили несладко.
С 1893 года до 1915 мотало Махатму по белу свету, пока он снова не вернулся на Родину. И примкнул к борьбе за освобождение.