Найти тему
Нарина Ринго

Про независимость. Часть 4. Женское лицо борьбы за независимость

Вероятно, когда читаешь первую часть постов про независимость Индии, создается впечатление, что женщины в нем принимали пассивную роль. Но это не так.

Ярчайшей женской фигурой восстания сипаев оказалась Махарани Лакшмибаи, великая королева округа Джанси (нынешний Уттар-Прадеш). Это имя – «помощница богини процветания» - она получила после свадьбы. До того ее звали Маникарника – Ману.

Родилась она в священном городе Варанаси в семье браминов народа марати. Ее мать умерла, когда девочке было все четыре года. Отец Ману был вхож ко двору правителя Битура (небольшие земли в Уттар-Прадеш), который любил Маникарнику, как родную дочь. Она получила изрядное домашнее образование, но, помимо чтения и счета, ее – неслыханное по тем временам дело! – обучали верховой езде, фехтованию, стрельбе и маллахамбе. Маллахамба – помесь йоги и эквилибристики, когда спортсмены и спортсменки занимают определенные позы, становясь друг на друга. По сей день развито. Даже в армии. Выглядит чудом внутреннего баланса и силы тела.

В 13 лет ее отдали замуж за Махараджу Гангадара Рао Невалькара. Гангадар был очень образован, любил искусство, содержал приличную библиотеку свитков на санскрите. Видимо, потому он не мешал практикам жены и не портил ей жизнь наставлениями на традиционный путь. Лакшмибаи главенствовала над маленьким женским полком из фрейлин. Ее муж был крепкий руководитель, грамотно оперировал финансами Джанси и содержал небольшую армию в пять тысяч мужчин.

Наследника у махараджи и махарани не было. Первая и последняя успешная беременность произошла, когда королеве было 23. Может, потому, что супруг был на 27 лет старше или потому, что он предпочитал мужское общество, но больше возможности обзавестись ребенком не представилось.

Опасаясь, что после смерти Гангадара, британцы могут слишком активно вмешаться в управление Джанси и отобрать его, королева настаивает на усыновлении мальчика. Процедуру согласовали и утрясли в присутствии чиновника-британца. Важный момент. Когда в Индии и по сей день говорят об усыновлении, очень часто речь идет о принятии ребенка какого-либо родственника, а не о походе в детский дом. Видимо, потому это не всегда скрывают. Я знакома с двумя женщинами, которые удочерили племянниц со стороны мужа. В обоих случаях история была одинаковая – низкий уровень возможностей одного из партнеров и финансовые трудности, которые не давали оплатить ЭКО. Тогда одна из сестер мужа рожала ребенка, поила молоком до шести, (а во втором случае до семи) месяцев и отдавала. Фактически, это даже по крови нечужой ребенок.

Королева Джанси усыновила трехлетнего (по некоторым источникам полуторагодовалого) сына кузена махараджи. Что называется, at the nick of time – на следующий день Гангадар умер.

Королева, будучи острого ума женщиной, поняла, что все договоренности с «белыми» теряют силу – противостояния неизбежны. Как только Ост-Индская Компания получала повод для демагогии, то без референдумов присваивала землю себе, невзирая ни на какие договоренности. Отсутствие мальчика среди детей махараджи, рождение мальчика не от той жены, при которой было подписано соглашение, запрет на регентство при малолетнем принце, а вот теперь и усыновление служили причинами отобрать землю у индийских правителей.

Давно, еще с дедом ее мужа Компания заключила договор, что Джанси сохранит независимость в обмен на верность махараджи. Королева уповает на голос разума, считая, что с британцами можно договориться дипломатическими способами, но терпит поражение, поскольку человеческая алчность и совершенство оружия творят занимательные метаморфозы даже с самыми благородными и высокоучеными представителями рода человеческого. Королеве Лакшмибаи в качестве подачки назначают пенсию в несколько тысяч рупий и велят пойти на кухню и сделать всем по сэндвичу. Никто не воспринимает ее, как полноценного участника переговоров.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц