Ладно. Вернемся к Падмават. Стоит Алауддин под Читторгом, лицо жарким раджастанским ветрам подставляет. Солдаты хотят в бой, грабить и насиловать, но никак не удается город ни измором взять, ни взобраться по стенам.
Царь и царица смотрят на это черное людское озеро и ходят в раздумьях, что же делать. Тут Падмават и говорит мужу, мол, ты пошли к султану человека, узнай, что надо-то. Он меня не видел никогда, что приспичило-то стоять под окнами замужней женщины.
Алауддин принял гонца и сообщил, что хотел бы на Падмават посмотреть. Тогда и уйдет. Гонец царю передал. А тот такие вопросы один не решает, надо с женой посоветоваться. Царица и говорит, коли уйдет после этого, так пусть посмотрит. А то знаете, этот средневековый инстаграм из портретов придворных художников и рассказов говорящих птиц – тот еще источник правдивых изображений. Может, посмотрит да разочаруется и уйдет в свой Султанат.
Царь тогда дал жене зеркало и велел встать у озера так, чтобы ее отражение падало на поверхность воды. Привели Алауддина. Дескать, на озеро смотри, там царицу и увидишь. Но Падмават была такая красавица, что даже отражение ее отражения на воде прельстило Алауддина и напрочь лишило рассудка.
Тогда он похитил мужа Падмават обманом, ожидая, что сломленная духом царица станет легкой добычей. Между тем, в рассказы и портреты Падмават влюбляется очередной царь, уже свой, сосед меварский – Девпал из Кумбальнеры. Пишет ей письмо: «Мадам, зачем вы замужем? Я – привлекателен, вы – чертовски привлекательны. Муж ваш висит где-то на цепях в темнице Алауддина, а я туточки. Давайте жениться. С вас чистые простыни и справка об отсутствии заболеваний. Жду вас уже этой ночью. Царь Девпал»
Падмават разозлилась. Толком замуж сходить не успела и пожить вместе! Да она, может, мужа только по пояс голым видела и то потому, что он в таком виде на молитву шел!
Дальше история имеет несколько продолжений.
Падмават смекалкой вызволила мужа из плена, тот пошел биться с Девпалом, чтобы не лез со своими предложениями, и во время битвы умерли оба.
Есть версия, что Ратнасимху убил Алауддин. И даже есть версия, что мусульмане убили простых индусов, а Ратнасимху и его семью миловали. Все может быть. Но суть в том, что как только царь был убит, а султану удалось успешно направить войско, осада перешла в нападение, и царица совершила джохар, ритуальное самосожжение.
Она собрала всех женщин Читторга и сказала такие слова: «Красота моя сгубила моего мужа и город, так пусть Алауддину не достанется мое тело даже мертвым». И по некоторым рассказам земля сама обратилась в вулкан, по некоторым – все-таки женщины развели костер. Пошли в него и сгорели, чтобы не доставаться врагу.
Что характерно, ритуальное самосожжение потерпевшей поражение стороны джохар имело еще одну форму. Если начиналась битва с заведомо проигрышным результатом, женщины сжигали себя заранее, чтобы вызвать в своих мужчинах неконтролируемую ярость. Раджпутские нравы и мотивация, знаете.
Когда я первый раз смотрела постановку по Падмават, я поначалу не поняла, что за концовка. В чем смысл-то, ммм? Я ждала от Падмават мести за мужа и Читторг.
Где попросить в качестве свадебного подарка три тысячи голубей с каждого дома Делийского Султаната, чтобы потом послать их с подоженной берестой обратно? Где отрубить басурманину голову в брачную ночь? Где хотя бы просто оскопить и скормить чресла собаке? У тебя муж умер из-за него! Какой еще джохар, женщина? Но это впечатление меня, незнакомой с культурой глубоко. В целом, влияние среды, видимо, особо не допускало мести со стороны цариц.
Как было, так было. В Читторге я не была, ничего сказать не могу про сам город, но там есть места, которые Падмават касалась лично.
Кому история понравилась, предлагаю посмотреть фильм «Падмават». Недавно вышел. Фильм запрещенный был в нескольких штатах Индии, в том числе в нашем, поскольку радикалам из земель, принадлежавшим ранее раджпутским царям, не понравились некоторые моменты. И они (радикалы) кидались камнями, грозили жечь кинотеатры, если кто эту ленту будет демонстрировать. Дескать, царицу Падмават показали простой девкой, пляшет она, видите ли. А западному зрителю не особо понятно, что тут такого. Казалось бы, что плохого, если в индийском кино женщина поет и танцует? А царицы не танцуют – они только смотреть могут, как танцуют. И боялись, что фильм романтизирует суицид – шибко довольная Падмават в исполнении Дипики Падуконе поспешает в огонь, аж жмурится от счастья.
Фильм рекомендую. Сюжет вы и так теперь знаете, можно и без перевода обойтись. Герои все равно не на хинди говорят, а на каком-то: «А Данила тако реко – здрав буди, боярин».
О фильме кратко: индийская легенда с парчой и золотом и парой танцев (серьезно – только непосредственно сам раджастанский танец Падмават и танец Султана, когда он с солдатами отдыхает), снятая будто Уэсом Андерсоном: идеальная симметрия кадра, феерические цвета. Битва мне последняя понравилась. И тиран и деспот, делийский султан Алауддин Кальджи. Показан редкой, замечательной тварью. Чистое животное и злодей. Кому не хватит выразительности царя-индуса и Падмават, смотрите легенду.
Падмават – красивая, а не проактивная, а царь – добрый. Ну и там тоже пара отклонений в деталях незначительных от той легенды, которую я вам рассказала. Мусульманину ее показали, как она на озере против солнца молится. И луч в глаза и дым ее лицо застит, а все равно увидел, какая красавица, например. Но это сути не меняет.
На этом Удайпур остается позади.