Молитва — это беседа с Богом. А любой собеседник любит искренность. Чтобы чистосердечно общаться с Тем, Кого телесно не видишь, нужна вера, а также надежда, что молитва Адресатом будет услышана. Это требует особого труда человека, в котором задействуются не только его разум и чувства, но воля и все тело.
Для плодотворной молитвы важен опыт духовной жизни. В православной традиции взято на вооружение молитвенное правило, которое может быть посвящено определенному событию или времени суток. Например, существуют утреннее и вечернее молитвенное правило, покаянные каноны, «Последование ко Святому Причащению», благодарственные молитвы за всякое благодеяние Божие и тому подобное.
Эти правила предназначены, в первую очередь, для тех, кто только становится на духовный путь. Однако многие выдающиеся церковные деятели и отцы Церкви продолжали практиковать молитвенные правила во все дни жизни своей до самой смерти.
Универсальные молитвы, помещенные в православный молитвослов, написаны не кем-нибудь посторонним, а выдающимися святителями и учителями Христовой Церкви: Василием Великим, Иоанном Златоустом, Григорием Богословом, Григорием Нисским, Симеоном Метафрастом, Иоанном Дамаскиным и другими. Эти молитвы исполнены глубоким духовным содержанием и смыслом. В них сосредоточены примеры краткого славословия Бога и покаянных молений к Нему. Молитвы из молитвослова являются крепкой ступенью в духовном делании.
Учиться молиться не зазорно, ведь даже ученики Господа просили Его научить их молитве. Примером служит отрывок из Евангелия от Луки, в котором в 11 главе в 1 стихе сказаны апостолами следующие слова: «Господи, научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих». Кроме того, молитвенный образец для всех верующих дан в Евангелии Самим Господом Иисусом Христом — это молитва «Отче наш».
В апостольский век первые христиане молились не только своими словами, но также пели псалмы царя Давида. Кроме того, уже в ранний период Церкви наблюдается становление гимнографии — богослужебного пения.
Апостол Павел призывает не только исполнять псалмы Давида, но и в целом непрестанно молиться. Эта внутренняя постоянная молитва совершается преимущественно своими словами. Апостол рекомендует молиться таким образом: «в Церкви лучше пять слов сказать умом своим, нежели тысячу пустых слов».
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Для молитвы не столько нужно слово, сколько мысль, не столько простирание рук, сколько напряжение души, не столько известное положение тела, сколько расположение духа».
Святой преподобный Иоанн Лествичник, авва Синайской горы, как-то сказал ученику: «не старайся многословить, беседуя с Богом, чтобы ум твой не рассеялся на изыскание слов. Одно слово мытаря умилостивило Бога, и одно изречение, исполненное веры, спасло разбойника. Многословие при молитве часто развлекает ум и наполняет его мечтаниями, а единословие собирает его» (книга «Лествица», 28 глава, 10 стих).
Учитель Вселенской Церкви святой Василий Великий дает следующую схему, по которой полезно составлять собственную сердечную молитву: «сначала воздай славу Богу, потом поблагодари Его за благодеяния, явленные тебе, далее исповедуй Ему свои грехи и преступления заповедей Его и, наконец, проси у Него необходимое для тебя, особенно если это касается спасения твоего» (книга «Невидимая брань», часть 1, глава 46, «О молитве»).
Человек молится не только духом, умом своим, но и душевным сердечным расположением. Нередко верующий к молитве присоединяет также некое телесное расположение или совершает незначительные движения, например, крестится рукой. Всё это очень полезно. Таким образом, личность возносит молитву духом, душой и телом. Это то, из чего состоит каждый человек, подробнее о чём читайте по ссылочке: