Найти тему
⭐ ТопКафе

ТОП-10 самых знаменитых картин Караваджо

Оглавление

Караваджо Микеланджело — известный итальянский художник конца XVI — начала XVII веков. Он знаменит своими монументальными произведениями на библейскую тематику, а также картинами бытового жанра, изображавших жизнь простых людей. В своём искусстве он достиг непревзойдённого реализма за счёт мастерского изображения человеческого тела, драматизма сюжета, контраста света и тени, и насыщенного колорита.

1. Юноша с корзиной фруктов (1593-1594)

Это полотно написано в период становления молодого живописца. Картина выполнена маслом на холсте и имеет небольшой размер, всего 70×67 см. Она изображает уличного мальчишку с корзиной, наполненной спелыми итальянскими фруктами. Поза юноши слегка манерная и томная. Подобных юношей Караваджо много раз изображал на своих полотнах. Но эта картина заявила о Караваджо, как о непревзойдённом реалисте. Изображённый натюрморт превосходен, персики и виноград настолько реалистичны, что хочется протянуть руку и взять их.

Кстати, на TopCafe вы можете узнать о самых популярных фруктах, которые ошибочно принимают за овощи.

2. Блаженство святого Франциска (1595)

-2

Эпоха барокко, в которой жил художник, требовала определённых правил в изображении персонажей, в особенности если это были святые или ангелы. Святой Франциск, изображённый на картине, лежит в беспамятстве от изнурительного поста и бесконечных молитв. Его поддерживает Ангел, который явился в видениях святого. Ангел, изображённый Караваджо, как нельзя лучше передаёт черты эпохи. Его красота неземная, прекрасное тело окутано в белые одежды, а позади спины развиваются крылья. Тёмный фон прекрасно выделяет персонажей и делает их очень объёмными и реалистичными. Монах изображён босым в простой рясе, его руки расслаблены, а на лице блуждает улыбка. Всё говорит о блаженстве спящего монаха.

3. Шулеры (1596)

-3

Караваджо мастерски изобразил карточных игроков в покер, двое из трёх явно жульничают, пытаясь обыграть молодого недотёпу, который по неопытности не замечает, как старый игрок подглядывает ему в карты и даёт сигналы пальцами руки своему напарнику. Второй молодой шулер изображён к зрителю спиной. Он открыто наблюдает за противником, и готовится выбросить нужные карты, которые спрятаны у него за поясом штанов. Эту картину можно разглядывать часами и находить все новые интересные детали. Например, перчатки старого жулика с отрезанными кончиками пальцев — прекрасное средство для прощупывания краплёных карт. Эта картина — настоящая карикатура на проблемы общества того времени, когда процветали карточные игры, а с ними и жулики всех сортов и мастей.

4. Гадалка (1596-1597)

-4

Первые творческие годы Караваджо писал популярные сюжеты на заказ — молодых мальчиков с цветами, фруктами и музыкальными инструментами, но постепенно он стал изображать более интересных персонажей, таких как на картине «Гадалка». Караваджо привёл в свою мастерскую настоящую цыганку и писал её с натуры, поэтому, сцена на картине получилась очень достоверной. Гадалка предсказывает молодому человеку будущее по руке и внимательно всматривается ему в лицо, пытаясь попасть в точку. Явно она льстит и обманывает клиента.

5. Лютнист (1596)

-5

Музей Эрмитаж в Санкт-Петербурге обладает одним из лучших жанровых портретов Караваджо «Юноша с лютней». Молодой человек увлечённо играет на лютне, а перед ним лежат ноты, фрукты, скрипка, прописанные настолько реалистично, что можно прочитать мелодию, записанную нотами. Это самое гармоничное и прекрасное сочетание портрета и натюрморта.

🎺 Читайте также: Самые необычные музыкальные инструменты в мире.

6. Юдифь, убивающая Олоферна (1597-1598)

-6

Здесь художник обращается к известному библейскому сюжету о Юдифи и Олоферне. Олоферн, воевода царя Навуходоносора руководит войском, которое осадило город Втилуя. Его соблазняет иудейская вдова Юдифь и заманивает к себе в дом, где с помощью служанки убивает. Отрезанную голову Юдифь отправляет в стан врага, что приводит к панике в войсках. Иудеи воспользовались этим и одержали победу над войском Навуходоносора. Караваджо изображает момент обезглавливания Олоферна настолько реалистично, что кажется кровь вот-вот хлынет за пределы картины. Лица женщин напряжены и чувства, которые их обуяли, передаются зрителю.

7. Медуза Горгона (1598-1599)

-7

Согласно древнегреческой мифологии Медуза Горгона — чудовище из царства Аида, с женской головой, у которой вместо волос вились змеи. Этот Гомеровский персонаж часто будоражил фантазию художников. Горгона убивала одним взглядом. С ней сразился Персей и победил при помощи зеркального щита, на который впоследствии прикрепил отрубленную голову Медузы Горгоны. Сначала её изображали ужасным чудовищем, но впоследствии её искажённому лицу стали придавать прекрасные женские черты. Такой и написал свою Медузу Караваджо по заказу кардинала Франческо Мария дель Монте, который позже преподнёс картину в подарок герцогу Тосканскому. «Медуза Горгона» Караваджо считается лучшей среди подобных картин.

🎨 Кстати, на нашем сайте topcafe.su вы можете познакомиться с самыми известными скульптурами Микеланджело Буонарроти.

8. Обезглавливание Иоанна Крестителя (1608)

-8

Это единственная картина Караваджо, где есть его явная подпись художника — в луже крови. На картине изображается отсечение головы Крестителя Иоанна. Все персонажи изображены в натуральную величину. Предполагается, что подпись художника «f. Michelang.o» означает «Я, Караваджо, сделал это». Возможно, Караваджо таким образом признался в совершенном убийстве во время драки в Риме в 1606 году, из-за чего ему пришлось бежать и скитаться.

9. Се человек (1605)

-9

Картина посвящена страстям Христовым. На переднем плане человек в чёрном (Понтий Пилат) показывает на Иисуса в терновом венке и, обращаясь к зрителю, как бы говорит свою знаменитую фразу: «Се — человек! Возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в нём вины».

⛪ Читайте также: Самые необычные религии в мире.

10. Положение во гроб (1602-1604)

-10

Передний план картины занимает образ Христа, которого кладут во гроб Никодим и Иоанн. Тело Христа — тело молодого мёртвого человека, запрокинувшего голову, уже теряет тепло. Губы Христа посинели и рот приоткрыт. Это добавляет трагизма в его мученической смерти. Позади Иоанна и Никодима — три Марии в своём безутешном горе. Мать Христа состарилась от горя, Мария Магдалина печально опустила голову и ушла в себя. Третья Мария кричит, подняв к небу руки. Ракурс картины очень революционный — угол каменной плиты, на которую кладут Христа и локоть Никодима как бы вырываются за рамки картины. У зрителя возникает впечатления реальности происходящего. До этого, ни одна картина, изображавшая «положение во гроб Христа», не была такой впечатляющей. Смерть, скорбь и горе сквозит с полотна. Могильный холод веет из-под плиты.

Послесловие

-11
Святой Иероним за книгой, 1606.

Последние годы жизни Микеланджело Караваджо прошли в бедности, скитаниях и гонениях из-за его непростого характера и сюжетов его «простонародных» картин, которые не поощрялись церковью и знатью. Но его творчество обрело огромное количество поклонников и подражателей, которые назывались караваджистами. TopCafe хочет узнать ваше личное мнение о работах этого художника. Просим делиться вашими мыслями в комментариях.

© TopCafe.su