Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Забудьте о торговой войне США и Китая. Столкновение сверхдержав будет в Южно-китайском море

По мере того, как Соединенные Штаты и Китай производят залп за залпом в эскалации торговой войны, второй фронт конфликта назревает в оспариваемом сверхдержавами Южно-Китайском море, который вскоре может заставить небольшие региональные государства принять ту или иную геополитическую сторону. На этой неделе эсминец ВМС США с управляемыми ракетами был развернут вблизи отмели Скарборо, морского объекта, оккупированного Китаем с 2012-го года, но заявленного Филиппинами как часть его «исключительной экономической зоны» (ИЭЗ). Развертывание эсминца было второй «Свободной навигационной операцией» (Freedom of navigation operation - FONOP) в этом месяце, маневры, которые явно бросают вызов милитаризации Китая и его попыткам контролировать водные пути в этой акватории Южно-китайского моря. Морские маневры проходили в рамках совместных учений береговой охраны США и Филиппин, проведенных в начале этого месяца вблизи отмели Скарборо, первых в истории поисково-спасательных учений двух сторон вблизи этого объекта.

Корабли береговой охраны Китая внимательно следили за учениями, подойдя на расстояние пяти километров к Филиппинскому судну, участвовавшему в учениях. У Пекина есть основания для беспокойства: в апреле силы США и Филиппин провели совместные учения, которые имитировали повторный захват удаленного острова. Некоторые считают, что учения сигнализируют о большей будущей роли береговой охраны США в этом районе. В этом году Китай удвоил свое военное и полувоенное развертывание в Южно-китайском море, что вызвало обеспокоенность по поводу потенциальных столкновений с меньшими государствами-заявителями. Китай имеет территориальные споры с Филиппинами, Вьетнамом, Малайзией, Индонезией и Тайванем на широком морском пространстве. Пекин претендует на 90% акватории моря по, так называемой, карте «девять тире».

В ответ администрация президента США Дональда Трампа объявила, что представит новую стратегию борьбы с морскими амбициями Китая на предстоящем диалоге Шангри-Ла (31 мая - 2 июня) в Сингапуре. На конференции планируется выступление министра обороны США Патрика Шанахана. Уже есть признаки растущей военно-морской координации между странами-союзниками США. Впервые США, Япония, Индия и Филиппины провели (9 мая) совместные учения FONOP в Сингапуре перед вторым этапом встречи министров обороны Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), плюс полевые учения по безопасности на море. В учениях участвовали филиппинский патрульный фрегат BRP Andres Bonifacio (PS-17), американский эскадренный миноносец USS William P Lawrence (DDG-110), японские вертолетоносцы JS Izumo (DDH-183) и JS Murasame (DD-101), а и также два индийских корабля – эсминец УРО INS Kolkata (D63) и обслуживающий их танкер Shakti (A57).

Хотя в последние годы эти четыре страны провели совместные учения в различных двусторонних и трехсторонних формах, они впервые создали совместные силы с тем, чтобы продемонстрировать общую приверженность «развитию сотрудничества на море во всем свободном и открытом Индо-тихоокеанском регионе». Филиппинский Военно-морской флот, долгое время отстававший от стран региона, в настоящее время проводит модернизацию с целью совершенствования корабельного оборудования и мощностей. Напористые шаги Китая в заявленных Филиппинами водах можно частично объяснить уязвимостью Манилы в военно-морском флоте. Филиппинские официальные лица были в восторге от хода учений, хотя совместные маневры явно раздражали Китай. Капитан Рой Винсент Тринидад, глава делегации филиппинских ВМС, сказал, что учения «дают еще одну возможность учиться у единомышленников».

При президенте Родриго Duterte, Филиппин стараются поддерживать теплые отношения с Китаем. Но гноящиеся споры в Южно-китайском море с Пекином, развертывающим сотни пара-военных судов в окрестностях удерживаемых Филиппинами сухопутных объектов, а именно стратегического острова Титу, вынудили филиппинское правительство по-тихому улучшать сотрудничество в области безопасности со своим американским союзником по договору.

Ожидается, что в конце этого года обе стороны официально пересмотрят свой договор о взаимной обороне от 1951-го года, который обязывает каждую сторону прийти на защиту другой стороны в случае нападения. Многие в филиппинском оборонном истеблишменте считали, что США должны были быть более активными в выполнении своих договорных обязательств, когда Китай захватил контроль над мелководьем Скарборо после многомесячного морского противостояния в 2012-м году. Учитывая ползучее наступление Китая в этом районе, филиппинские чиновники от обороны хотят от США более сильных гарантий безопасности. Действительно, министр обороны Делфин Лоренцана сказал, что он более, чем положительно, оценивает будущую полезность американского альянса с его страной.

Процесс пересмотра договора с США, скорее всего, будет направлен на введение новых руководящих принципов, с тем чтобы включить в договор усилия по противодействию новой стратегии Китая по созданию «серой зоны», предусматривающей развертывание полувоенных сил для окружения и захвата земель, занятых меньшими государствами-заявителями. Провокации Китая в отношении Филиппин и других претендентов стимулируют более широкую реакцию Запада. Например, в прошлом месяце французский флот провел свои собственные учения в рамках операции FONOP в Южно-китайском море, в том числе в Тайваньском проливе. Этот маневр вызвал гневный ответ, и представитель министерства обороны Китая Рен Гоцян обвинил французский военный корабль Vendemiaire в незаконном проникновении в территориальные воды Китая. Французский фрегат не появился, как было запланировано, на международном военно-морском параде, посвященном 70-летию Военно-морского флота Народно-освободительной армии Китая. Париж по этому поводу не дал никакого объяснения, хотя в параде участвовали австралийские и индийские военные корабли.

Подобных событий становится все больше. Помощник министра обороны США по вопросам Индо-тихоокеанской безопасности Рэндалл Шривер недавно сказал на круглом столе в Куала-Лумпуре, что «Индо-тихоокеанский морской регион стал глобальным приоритетным театром Америки». Официальный представитель Пентагона сообщил во время конференции, что цель разрабатываемой стратегии обеспечить, чтобы Китай не развертывал дополнительные военные системы и, фактически, начал бы выводить из спорных районов уже находящиеся там военные системы», которые он развернул на искусственно созданных островах в Южно-китайском море. «Мы намерены убедиться, что ни одна страна не может изменить международное право или статус Южно-китайского моря, поэтому мы проводим операции FONOP и другие операции присутствия в Южно-Китайском море», – добавил он.

Эти операции включают ежедневное патрулирование ВВС США над Южно-китайским морем для обеспечения «свободы пролета». По словам Чарльза Брауна-младшего, командующего силами тихоокеанского флота, которые он сказал на брифинге на прошлой неделе в Маниле, США понимают, что «иногда Китаю это не нравится». Вашингтон, похоже, все более уверен, что он сможет получить поддержку со стороны стран-единомышленников в регионе с тем, чтобы коллективно сдерживать амбиции Китая в отношении морского района, включая возможное создание зоны идентификации ПВО (ADIZ). К этим действиям присоединились многие страны, которые рассматривают потенциальную эрозию международного права как проблему не только в Южно-китайском море, но и в более широком контексте.

В ответ Пекин стал принимать все более жесткие меры против тех, кто выступает против его предполагаемой агрессии в Южно-китайском море. Так, бывший судья Верховного Суда Филиппин Кончита Карпио Моралес, который обвинил председателя КНР Си Цзиньпина в преступлениях против человечности в Международном уголовном суде за его политику в Южно-китайском море, был задержан и допрошен во вторник в течение четырех часов в аэропорту Гонконга. Филиппины выиграли арбитражное решение против широких претензий Китая на острова в Южно-китайском море в суде в Гааге в июле 2016-го года. До сих пор правительство Дутерте не давило по этому решению на Пекин, но оно считает, что Пекин не имеет правового статуса на эти острова. Правительство Дутерте надеется, что с большим количеством американских военно-морских судов и самолетов, направляющихся в спорный регион, ситуация может скоро измениться.