Считается, что первые книги появились в одной из крупнейших цивилизаций былых времен — в Древнем Египте. Это произошло приблизительно четыре с половиной тысячи лет назад. И хотя форма такой книги — не привычный нам кодекс, а вышедший из употребления свиток, влияние древнеегипетских образцов на дальнейшее развитие книги невозможно переоценить.
Как мы знаем, с незапамятных времен знания передавались устно, из поколения в поколение. Только благодаря этому до нас смогли дойти многие старинные сказки, былины и предания. Но еще в те времена люди понимали, что устной передачи информации недостаточно, и стремились найти способ её записать. Для этого стало использоваться огромное количество материалов, начиная от глиняных табличек и черепков, и заканчивая берестой и металлическими пластинами.
Древний Египет в этом плане был впереди планеты всей — здесь в долине Нила произрастал тростник папирус, из которого египтяне делали книги. Для этого обработанное особым образом растение держали под прессом, добиваясь получения тонких листов, похожих на современную бумагу. Это были свитки. Они могли достигать разной длины (от совсем маленьких до гигантских — вплоть до 45 метров). Свитки закручивали в трубочку, одевали в футляр, на который вешали ярлычки с названием книги и её автором, а иногда и с экслибрисами, знаками её владельца. Свитки писали тростниковой палочкой, и выводили текст, используя красные и черные чернила натурального происхождения (уголь и охра).
В Древнем Египте папирус был далеко не единственным материалом для написания книг, хоть и самым известным и, видимо, недешевым (о этом говорят рукописи палимпсесты, в которых новый текст писали поверх соскобленного или смытого старого). Иероглифы и скорописный вариант письма — иератика (а в позднее время и еще более упрощенное повседневное письмо — демотика, и окончательный вариант — коптское письмо) встречаются на глиняных черепках, каменных стенах зданий, деревянных досках, многочисленных предметах декоративно-прикладного искусства (вазах, мебели, посуде, статуэтках, ювелирных украшениях). Письмена присутствовали даже на саркофагах и бинтах, в которые заворачивали мумифицированные тела (конечно же, речь идет о священных текстах).
Интересно, что согласно предположениям исследователей, грамотных людей в Древнем Египте было не так уж и много — всего 1 процент от всего населения. Писцы, таким образом, были привилегированной социальной прослойкой (и даже относились к касте жрецов). «Должность писца — великая должность, письменный прибор его и свиток папируса доставляют ему блага и богатства», - так говорится в одной из древнеегипетских книг. Писцы выполняли различные должностные обязанности начиная от функций секретарей и заканчивая самыми высокими государственными постами. На их привилегированный статус указывает и множество дошедших до нас изображений писцов (настенные росписи, скульптуры и т.д.). Так, одним из наиболее известных считается статуя писца Каи, прекрасный образец древнеегипетского искусства, условного и в то же время во многом достоверного.
Как это ни прозаично, самые ранние египетские письменные свидетельства относятся не к религиозным книгам, а к бухгалтерским (первыми считаются книги царя Нефериркара из Пятой Династии). Но священные книги, конечно же, взяли своё — так, известно, что самой популярной книгой Древнего Египта являлась книга Мертвых, которая должна была сопровождать в иной мир каждого усопшего. В ней говорилось о Суде Осириса после смерти (этой же теме были посвящены и другие известные рукописи того времени «Книга врат» и «Книга пещеры»). Помимо папирусов юридических, бухгалтерских, религиозных, существовали гадательные и магические. Также были распространены многочисленные пророческие тексты, беседы и диалоги, плачи, апокалиптические тексты («Пророчество Неферти», «Беседа разочарованного со своим Ба» и т.д.). Были и книги другого рода: автобиографии известных людей (как правило, вельмож), поэзия, письма, гимны, медицинские и математические трактаты, а в эпоху Среднего и Нового царства популярность получили поучения («Поучения Аменемхата», «Поучения Птаххотепа», «Поучение верноподданного»), сказки («Сказка о дворе царя Хеопса», «Царь Неферкаре и генерал Сасенет»), «Сказание Синухе», «Красноречивый поселянин»).
При этом нужно отметить, что количество развлекательной литературы было незначительным. Это связано с тем, что книга сама по себе была предметом священным, а именно материальным выражением мудрости бога Тота, который научил людей читать и писать. Более того, египтяне верили, что слово, означающее предмет, скрывает в себе и его сущность. Теперь становится понятнее, почему считалось, что книга может придать человеку мудрость, силу, могущество: «Храни книгу так, чтобы ее не видел человеческий глаз. Она дает силу на небе, на земле и в преисподней. Ее постулаты защитят в Судный день и действеннее любых церемоний вовеки веков», говорится в Книге Мертвых.
Подписывайтесь на канал, чтобы читать продолжение цикла.
Заходите на сайт SciencePop.