Найти тему
В музее

Леонид Фрешкоп: Вдали от родины, с раной в душе

Имя Леонида Фрешкопа сейчас известно только узкому кругу искусствоведов, а между тем этот художник был по-настоящему талантлив. Волею судеб, оказавшись на чужбине в переломное для России время Фрешкоп сумел завоевать любовь и признание западной публики.

Хотя художник так и не вернулся на родину, по духу и мироощущению он навсегда остался с Россией.

Леонид Исаакович Фрешкоп родился 6 ноября 1897 в Москве. Семья будущего живописца была творческой, несмотря на то, что отец, Исаак Абрамович Фрешкоп, имел вполне приземленную профессию врача.

Родители никак не ограничивали детей в поисках себя и будущей стези, поэтому, когда сын закончил мужскую гимназию и выразил желание заниматься изобразительным искусством, его отдали в Московскую школу живописи. Там наставником юноши стал знаменитый Константин Фёдорович Юон, реалист, мастер пейзажа, который привил ученику любовь к точному отображению действительности.

Леонид Исаакович Фрешкоп. «Портрет брата и сестры»
Леонид Исаакович Фрешкоп. «Портрет брата и сестры»

Когда Леониду исполнилось 19 лет, он продолжил образование в знаменитом МУЖВЗ (Московское училище живописи, ваяния и зодчества). И снова на пути начинающего художника встретились невероятно талантливые учителя — Николай Алексеевич Касаткин, Абрам Ефимович Архипов, Константин Алексеевич Коровин.

Еще во время учебы Леонид Фрешкоп понял, что более всего ему нравится писать портреты. Художник тонко схватывал черты лица и характер модели. Удавались начинающему мастеру и яркие городские или деревенские пейзажи.

Леонид Исаакович Фрешкоп. «Холмы»
Леонид Исаакович Фрешкоп. «Холмы»

Впрочем, после учебы следовало как можно скорее начать зарабатывать на жизнь, поэтому Леонид, на время оставив живопись, занялся преподаванием, а также устроился в Институт музыкальной драмы, где занимался оформлением спектаклей.

Леонид Исаакович Фрешкоп. «Портрет женщины в вечернем платье»
Леонид Исаакович Фрешкоп. «Портрет женщины в вечернем платье»

Когда в России началась Октябрьская революция, художник поначалу и не думал уезжать из страны. Он надеялся, что новая власть по достоинству оценит представителей творческих профессий, и даже был готов мириться с житейскими невзгодами.

Однако, оказалось, что все, кто не желает восхвалять свершения Октября, новой стране не нужны. Не было ни работы, ни возможности заниматься творчеством. В 1922 году вместе с семьей Леонид Фрешкоп принял тяжелое решение — эмигрировать в Бельгию.

В Европе Фрешкоп сумел продолжить занятия живописью, а чтобы заработать снова занялся оформительством, причем, благодаря таланту, смог посотрудничать с Королевской оперой Антверпена. Он стал автором декораций к спектаклям «Золотой петушок» и «Евгений Онегин».

В последующие году художник женился, много путешествовал (он объездил пол-Европы и даже побывал в Аргентине) и, конечно, постоянно рисовал. Из-под его пера выходили точные портреты, выразительные пейзажи и даже сюжетные полотна на фантастическую тематику.

Леонид Исаакович Фрешкоп. «В царстве идолов»
Леонид Исаакович Фрешкоп. «В царстве идолов»

Работы талантливого художника участвовали во многих выставках, в том числе и персональных, раскупались и частными коллекционерами, и государственными музеями.

Тем не менее одной лишь живописью Леонид Исаакович не ограничивался, ведь, как известно, талантливый человек талантлив во всем. Он много занимался графикой и даже сделал иллюстрации для нескольких книг, переводил русских поэтов для бельгийской публики, написал ряд критических статей о европейской живописи.

Художник ушел из жизни в 1982 году. Хотя Леонид Исаакович Фрешкоп до последних дней оставался на чужбине, в душе он всегда мечтал вернуться на родину, так и не приняв иностранного гражданства.

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал.

Вам будет интересно:

Герман Рихир: Идеальные дамы из высшего общества
4 русские картины, которые приносят беду