Она пережила трёх царей, Ленина, Сталина и немного не дожила до отставки Хрущёва. О легендарной актрисе Малого театра 97-летняя Александре Яблочкиной ходят легенды. Но ещё больше – очень забавные байки.
В 1951 году умер Ленин. Нет, не тот, что скончался в 1924 году. Другой. Михаил Францевич Ленин был директором Малого театра. Из своих 70 лет он прослужил в театре почти полвека. Театральная труппа решила выдвинуть на директорский пост Михаила Царёва. Но Минкульт был против. Тогда актёры решили отправить на аудиенцию к зампреду правительства маршалу Ворошилову самую старейшую и уважаемую актрису театра. И это была Александра Александровна. Отказать ей Климент Ефремович просто не мог.
Яблочкиной объяснили: скажи Ворошилову, что театру нужен человек, знающий его изнутри, Царёва уважают актёры, он не только хороший актёр, но и талантливый организатор. И что немаловажно, Царёв – член партии. Значит, он политически грамотен и морально устойчив.
На тот момент Яблочкиной было уже 85 лет. Она несколько раз повторила текст новой для себя роли и отправилась на приём.
"Дорогой Климент Ефремович! Вот что я вам должна сообщить по поручению господ артистов нашего Импера… то бишь Государственного Малого театра, - начала она не без оговорок. – Умер Ленин!"
Думаю, в этот момент Климент Ворошилов очень удивился и даже где-то развеселился. Известие о смерти Ленина уже четверть века не было топ-новостью. Кажется, он даже решил, что зря теряет время. Но движения его души не остались не замечены чуткой актрисой, привыкшей улавливать реакцию публики по малейшей интонации и взгляду.
"Да не ваш Ленин, - тут же пояснила театральная долгожительница, - а наш – Михаил Францевич, директор. На его место все хотят достойного человека. Есть такой у нас в театре – Царёв. Мишка! Числится вообще-то актёром, но проявляет себя как администратор. Именно за это его все уважают. И что-то ещё запамятовала… Ах, да, он член вашей партии!"
После такого заступничества Царёв по кличке Царь стал директором Малого театра и преемником Ленина.
С Михаилом Ивановичем Царёвым после этого Яблочкина неоднократно заседала по президиумам. Подрёмывала. Иногда Царёв её тихонечко пинал ногой под столом, чтобы пробудить. И вот как-то перед её выступлением пнул немного посильнее. Актриса намёк сразу поняла. Встала и хорошо поставленным театральным голосом стала произносить:
"Мы, актёры ордена Ленина Его Императорского Величества Малого театра Союза ССР…"
Александра Александровна вообще жила вне времени. Как-то на банкете с участием космонавтов Юрия Гагарина и Германа Титова, которые элегантно поцеловали даме ручку, Яблочкина громко поинтересовалась:
"Мне так и не сказали, в каком полку служат эти молоденькие поручики!"
Как-то у Александры Александровны поинтересовались, как она представляет себе коммунизм. Актриса не стала скрывать своего понимания политического момента.
"Это будет прекрасное время! Изобилие продуктов, никто не будет ютиться в коммуналках, у всех будут свои дома. Люди будут уважительными и вежливыми, а на улицах будет чистота и порядок... – стала перечислять народная артистка СССР. – В общем, как при царе!"
Как-то в Малом театре отмечали юбилей актрисы. И на юбилей вручили ей почётную грамоту "За добросовестный, многолетний труд и в ознаменование 40-летия Октябрьской революции".
"Дорогие мои, я ещё при царе работала, - начала Яблочкина проникновенным тоном ответную благодарственную речь. – Как нам тяжело было! Как нас унижали: какие-то бриллианты совали, кольца, экипажи дарили, дома! И всё это я прожила. Всё прошло! А вот эта грамота – на всю жизнь".
После её смерти на доме 4/2 по Большой Дмитровке, в котором жила 97-летняя актриса, была установлена памятная доска.