Периодически ко мне обращаются с вопросам как вернуть страховку по кредиту, т.е. страховку, которую банк навязал при заключении кредитного договора. Вопрос далеко не праздный, поскольку сумма страховки может прибавлять к сумме кредита 20-30 процентов.
Кредит и страховка давно идут рука об руку. Уже более 10 лет идет борьба за права заемщиков - ФАС (антимонопольная служба) и Роспотребнадзор (главная инстанция по защите прав потребителей) неоднократно разъясняли, что получение одних услуг не может быть обусловлено получением других услуг. Также неоднократно эта позиция была поддержана судами.
Однако существенно ситуация не изменилась. Да, обязательства по страхования исчезли из текстов договоров. Но фактически навязывание страховок при заключении кредитных договоров продолжается до сих пор. Просто соответствующее условия озвучиваются устно или же используются экономические методы "принуждения" - например, повышение ставки по кредиту при отсутствии страховки.
Также с переменным успехом продолжается борьба заемщиков в судах за возврат страховок. Поскольку условия об обязательности страхования озвучивается менеджером банка теперь исключительно устно , то "пришить" эти слова к делу, как правило, не удается. А без доказательств принуждения суды считают, что договора страхования заключаются абсолютно добровольно, что закону не противоречит.
Но в конце 2015 года помощь пришла с неожиданной стороны. Центральный банк издал указание № 3854-У от 20 ноября 2015 года, согласно которому страхователь вправе отказаться от договора страхования в течение 5 рабочих дней с момента заключения договора без объявления причин. С 1 января 2018 года этот срок был увеличен до 14 календарных дней.
Чтобы отказаться от договора страхования в течение так называемого "периода охлаждения", нужно обратить в страховую компания с письменным заявлением. Форму такого заявления можно запросить у страховой. Также в страховой нужно уточнить, каким образом следует передать заявление - лично, по почте или достаточно будет отправить скан на электронную почту.
В следующем посте расскажу, на какие ситуации правило охлаждения не распространяется, что делать, если пропущен срок на добровольный отказ, и какую сумму должна вернуть страховая.
Уважаемые читатели, на нашем моем молодом Дзен-канале всячески приветствуются ваши лайки, подписки и вопросы. Пока я реагирую на них вот так))