Найти тему
Трудный ребенок

Как определить лучший советский детский фильм

На фото: обложка книги с киносценариями советских детских фильмов.
На фото: обложка книги с киносценариями советских детских фильмов.

Рассуждать о плохих или хороших советских детских фильмах, конечно несколько смешно. Ибо советский ребёнок, по крайней мере в брежневские времена, был настолько не избалованным в плане развлечений, что «хавал» всё. Сегодня, перечисляя количество снятых в советское время фильмов, возникает аберрация, мол, вон какой был выбор детского кино, вон сколько всего снято было. Ага, было. А где это всё советский ребёнок мог посмотреть? Это сегодня есть кучи домашних архивов, есть трекеры, по ТВ часто всякое разное показывают. А в советское время – извините.

Обычно если фильм выходил, – скажем, премьера по телевизору, – то следующий раз его могли показать через год или, в лучшем случае – через полгода. Тоже самое и с кинопоказами. Новый фильм выходил на экраны, проходил все этапы проката, а потом исчезал с экранов. Какой-то хороший фильм иногда могли повторять – в каких-нибудь единичных кинотеатрах или клубах (впрочем, хороший с точки зрения коммунистического агитпропа не обязательно был точно таким же с точки зрения зрителей). Но далеко не все. Где мог ребёнок (да и взрослый), скажем, в 70-е – 80-е года посмотреть какой-нибудь фильм, снятый в 60-х или 50-х? Ответ – нигде. Если только иногда по телевизору раз в год, да и то, далеко не все снятые фильмы попадали на советское ТВ, путь даже раз в год.

Кадр из телепрограммы «В гостях из сказки» с бессменной ведущей Тётей Валей, которую знали все советские дети конца 70-х годов.
Кадр из телепрограммы «В гостях из сказки» с бессменной ведущей Тётей Валей, которую знали все советские дети конца 70-х годов.

Или, например, была в советское время передача «В гостях у сказки» – по субботам выходила (а иногда по пятницам). Начла эта передача выходить в 1976 году, то есть до этого и такой передачи не было. В ней показывали киносказки. Но это уж, извините, вообще для самых маленьких. Да и далеко не все детские фильмы подходили под категорию сказок. По телевизору же детские фильмы показывали в основном только «в дни школьных каникул» (в обычные дни тоже бывало, но редко). Вот в каникулы каждое утро показывали отдельный детский фильм. Премьеры таких детских супербестселлеров середины 70-х, как «Приключения Буратино» (1975) или «Про Красную шапочку» (1977) состоялись как раз в зимние каникулы. Но понятно, что тут тоже а) выбирает не зритель, а редактор ТВ и б) при всём желании, очень много фильмов за время каникул не покажешь. Если вы хотите смотреть «Отроки во вселенной», то можете и дальше хотеть. Редакторов ТВ это не сильно трогало.

Кадр из советского двухсерийного детского фильма «Про Красную шапочку» (1977 год).
Кадр из советского двухсерийного детского фильма «Про Красную шапочку» (1977 год).

Отдельно стояли летние каникулы. Летом показывали немало детских фильмов. Но засада заключалась в том, что большинство советских детей летом уезжали в пионерлагеря и ни о каких телепросмотрах в 70-е года в лагерях речи быть не могло. Всё на что могли рассчитывать дети в пионерлагере – это вечерний кинопросмотр в клубе лагеря, на стареньком кинопроекторе с древними колонками и ужасным звуком. И фильмы подбирались в основном на военно-патриотическую тематику. Нет, никто не жаловался – вечером в пионерлагере любой фильм шёл на «Ура». Но опять же, выбора-то не было. Что привезёт киномеханик – то и смотрели. А по ТВ – можно было посмотреть только между сменами в пионерлагере, то есть пару-тройку дней в месяц. Например, летом в 70-е постоянно показывали польский многосерийный фильм «Четыре танкиста и собака» («три поляка, грузин и собака» – как переиначивали пионеры). Фильм был, что называется – культовый (хотя тогда такого термина, конечно, не было). Но многие ли советские дети смотрели его полностью хоть раз?

Кадр из польского многосерийного фильма «Три танкиста и собака».
Кадр из польского многосерийного фильма «Три танкиста и собака».

К чему эти рассуждения? Да просто чтобы дать понимание общей обстановки того времени – советские 70-е года. Не мог тогда советский ребёнок по своему выбору, да ещё когда захочет, смотреть понравившийся фильм. Поэтому говорить о «любимых фильмах детства», а то и «культовых фильмах» можно лишь условно. «Любимый фильм» в советских реалиях – это не фильм, который смотришь и пересматриваешь, а тот, который один раз посмотрел, а потом целый год с нетерпением ждёшь повтора. Обычно в число таковых попадали фильмы, которые как-то сильно запали в душу. Однако при этом ждать можно было и полгода, и год, а то и больше.

В итоге получалось, что «любимый детский фильм» советский ребёнок за всё детство смотрел пару-тройку раз. Ибо – не забудем – детство это не какой-то беспрерывный период. Детство заканчивается очень быстро. В 14 лет уже как-то не сильно «прёт» от фильмов типа «Приключения Буратино», хотя в 10 лет от него – а особенно от музыки Рыбникова – башню сносит.

Кадр из советского пятисерийного детского фильма «Гостья из будущего».
Кадр из советского пятисерийного детского фильма «Гостья из будущего».

Так что если по хорошему, то для советского ребёнка брежневской поры все детские фильмы были любимыми. Если по телевизору показывают какой-то детский фильм – все его сидят дома смотрят, а на дворе никого нет. Поэтому оценивать по критерию «дворы пустели, когда показывали этот фильм», как иной раз доводится слышать про фильма «Гостья из будущего» – смешно. Дворы пустели, когда показывали любой детский фильм. Потому что в день на выходных или каникулах показывали всего по одному детскому фильму. Так что любой советский ребёнок заранее резервировал себя эти полтора часа. А потом уже можно и во двор – делиться с друзьями впечатлениями о только что просмотренном кино.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц