В магазинах самообслуживания ценники имеют особо важное значение: ведь именно из них покупатель может почерпнуть основную информацию о товаре, чтобы сделать окончательный выбор (брать или не брать).
Поэтому оформление ценников строго регулируется нормативными актами и всегда проверяется контролирующими органами.
Ну а покупатели, как известно, имеют полное право требовать продать им товар по той цене, которая указана на ценнике – даже если кассир разводит руками, хватается за голову и всячески убеждает в том, что товар стоит намного больше, а ценник давно устарел.
Не стоит уступать и платить больше: для покупателя обязательной признается та цена, которая указана на ценнике в торговом зале, а кассир может сколько угодно взывать к цене, заведенной в программу.
Но теперь суды пошли еще дальше: покупатель может потребовать продать ему товар согласно тому ценнику, который расположен непосредственно напротив него. Ведь все мы прекрасно знаем, сколько путаницы происходит с ценниками в торговых залах супермаркетов.
Иногда ценник на колбасу лежит возле сосисок, а на сосиски – возле сыра и т.д. А у продавцов на этот счет один ответ: «Покупатели не кладут товар на место, а сами мы не можем успеть за всеми уследить!».
Но вот нашелся один настойчивый покупатель, который не захотел спускать с рук очередную неразбериху с ценником и добился наказания в суде для самой «Пятерочки».
Поводом стал детский сок, который стоял на полке магазина возле ценника с привлекательной ценой «25,10 рублей». Мужчина решил воспользоваться выгодным предложением и положил коробку к себе в корзину.
А вот на кассе разыгралась та самая знакомая нам сцена: кассир пробила сок по цене 37 рублей и категорически отказывалась внять доводам покупателя, что на ценнике стоит абсолютно другая цифра.
Оказалось, что на ценнике указано все правильно, вот только цена была обозначена за сок емкостью 200 мл, а мужчина хотел купить аж 500 мл сока. Но ведь он смотрел на ценник, стоявший как раз возле того сока, который он и взял с полки – как поступает большинство из нас в магазине. Редко кто будет вчитываться в ценник и проверять, а за какой именно объем сока тут указана цена.
Посчитав себя обманутым, мужчина сфотографировал полку со злополучным соком и отправился в суд – выяснять отношения с супермаркетом цивилизованным путем.
Сначала ему отказали в иске, но тот проявил настойчивость и подал жалобу в областной суд. И вот там его действительно поддержали: первое решение суда отменили и взыскали с супермаркета компенсацию морального вреда и штраф за нарушение прав потребителей.
Суд согласился с тем, что неправильно установленный ценник вводит покупателей в заблуждение – ведь они принимают во внимание ту цену, которая указана возле товара (Владимирский областной суд, дело № 33-2173/2018).
Конечно, цена вопроса в несколько десятков рублей по нынешним меркам кажется мелочной, но тут дело принципа: никому не приятно быть обманутым, пусть и ненамного.
Так что теперь можно смело требовать от магазина применять тот ценник, который стоит возле товара на полке. Мы вовсе не обязаны выискивать по всему торговому залу нужный ценник, чтобы узнать, сколько же стоит на самом деле интересующий товар.
Продавцы, конечно же, будут тягостно вздыхать, закатывать глаза и театрально хвататься за сердце…, но вы-то знаете: правда на вашей стороне!