В соответствии с федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" отечественное высшее образование делится на уровни. Первым уровнем признан бакалавриат. Вторым считаются специалитет и магистратура. Третьим уровнем утверждена подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре. Профессиональные программы реализуются также по уровням.
В законе ещё указано, что к освоению программ магистратуры допускаются лица с высшим образованием любого уровня. Поэтому здесь могут обучаться выпускники бакалавриата, специалитета, магистратуры и адъюнктуры. Ещё один момент, регламентированный в законе, связан с порядком поступления. Всё названные категории проходят вступительные испытания, проводимые образовательной организацией самостоятельно.
Что же не так с магистратурой?
Первый аспект этой проблемы связан с тем, что магистратура — это второй уровень образования. Поэтому для поступления необходимо преодоление первого. Не бывает такого, чтобы не пройдя первого этапа, кто-то оказался на втором. Оказывается, и такое случается. И пример перед нами — это подходы к комплектованию магистратуры.
В учебных группах этого уровня обучаются студенты, имеющие образование первого уровня, не соответствующего профилю второго. Как можно продолжать подготовку, если первый уровень образования не освоен? Ответ очевиден. Сложно и противоречиво. Почему такое происходит? Причина проста, в законе не указано о продолжении направления образования. А если нет ограничений, то любой гражданин нашей страны с любым высшим образованием может стать студентом магистратуры любого направления. И как его потом будут учить не его проблемы. Ведь он поступил. Стал студентом магистратуры.
Поэтому, несмотря на объявление магистратуры вторым уровнем образования, содержательно она таковой стать не может из-за нарушения этапности получения образования в рамках одного направления.
Выход из этой ситуации прост. Или вносим изменения в закон, направленные на регламентацию поступления в магистратуру, в рамках направления полученного образования. Или просто объявляем магистратуру вторым высшим образованием и реализуем учебный план бакалавров, принимая во внимание ранее полученное образование. Так будет честней и понятней. И педагоги, работающие в магистратуре будут понимать свои задачи. Вполне понятно, что срок обучения в такой трансформированной магистратуре увеличится. Но этот вариант коснётся только тех, кто пришёл, поступил в магистратуру, имея не профильное образование.
Этот подходит позволит более глубоко и содержательно готовить профильных студентов магистратуры. Они, в свою очередь, станут потенциалом для обучения в аспирантуре.
Второй аспект проблемы, связанной с деятельностью магистратуры, основан на вопросе, как можно сдать вступительные испытания, не имея базового или профильного образования. Кто-то скажет, абитуриент готовится к экзаменам, поэтому сдаёт. Другие добавят, полученное образование содержательно близко. С этими доводами можно согласиться, если бы это были единичные случаи. Но ситуация другая. Большинство студентов магистратуры не имеют профильного образования. Какие выводы из анализа этой ситуации? Первый, вступительные испытания формальны, главное произвести набор. Оценивают не знания поступающих, а статус тех, кто их рекомендовал. Второй вывод — современная система удобна для обучения в магистратуре "своих". Третий - второй уровень образования существует в данном вузе формально. Он не результативен. Просто создаём видимость работы магистратуры, выполняя законодательные требования, не задумываясь об отрицательном влиянии такого подхода на репутацию вуза и магистратуры как уровня образования.