Найти в Дзене
Елена Белова

Ванюшкина черемуха. Рассказ

Ванюшкина черемуха. Рассказ

Большая компания ребятишек во главе с десятилетним Ванюшкой бесцельно бродила по деревне знойным летним днем, лениво передвигаясь от двора ко двору. В такую жару не хотелось бегать и прыгать, а на пруд им ходить запретили после того, как Ванька соорудил плот, на котором они все чуть не потонули.

Вот и приходилось им теперь скучать, пока не спадет жара. Вечером можно будет погонять мяч или поиграть в вышибалы. Ванюшка, который все время что-то придумывал, мысленно перебирал в голове разные игры, пытаясь откопать что-нибудь забавное. И вдруг, у него возник план увлекательного похода.

- А давайте завтра пойдем в Елховку за черемухой! – не успев додумать мысль до конца, выпалил он.

Все ребята знали, что Елховка – это заброшенная деревня в нескольких километрах от их села. В ней остался только один жилой дом со странными обитателями, да недалеко за оврагом расположилась стоянка комбайнов. Ребята уже ходили в ту сторону, но доходили только до родника, который прятался в заросшем высокими кустами овраге где-то посередине пути. Увлекательно было найти его среди зарослей по едва протоптанной тропинке и, зачерпнув ладошками, пить эту ледяную кристальную воду, от которой ломило зубы. Но дальше оврага ребятня еще не забиралась. Какое заманчивое приключение предложил Ванек! Ребята оживленно стали договариваться о деталях путешествия и обсуждать, надо ли отпрашиваться у родителей. Кто-то стал предлагать наделать бутербродов, кто-то взять в термосах воды или чаю. Когда стали думать, как отпроситься у родителей, девчонки предлагали непременно их предупредить. Мальчишки были против этого. В результате бурных споров решили никому из старших не говорить и, чтобы не вызвать подозрений, договорились идти налегке. От жажды, в случае чего, их спасет родник, а проголодаться, скорее всего, они не успеют, да и черемухой, если что, можно вполне утолить голод. Ванек как-то проезжал с отцом на тракторе мимо этой черемухи, и точно знает, что она вся усыпана большими гроздьями ягод сверху донизу. Ребята решили, что их путешествие совсем ненадолго и родители не спохватятся их за это время. Да и опасностей никаких случиться не должно. На этом и договорились.

Назавтра, выдался такой же жаркий день. Уже с раннего утра палило солнце. Друзья мал-мала-меньше условились собраться около летней кухни, в которой готовят обед для механизаторов. От кухни всегда распространяется по округе запах свежего хлеба и чая. Вот и сейчас уже слышно, как повара громко разговаривая, заваривают чай, разливают суп в бидончики чтобы вести в поле. Конопатый Ванька, в кепке, слегка натянутой на затылок, прибежал сюда первым и теперь с нетерпением высматривал остальных. Вот показалась Ленка в своем зеленом сарафане и панамке, за ней семенил ее младший брат Сережка, который никогда от нее не отставал. И сейчас она пыталась отцепить его от своего сарафана и проводить домой, а он хныкал и говорил, что если его не возьмут, то он все расскажет родителям.

- Да ладно уж, пускай идет. Ну его! – деловито махнул Ванька. И Сережка тут же повеселел и начал хвастаться, что он с собой в поход взял веревку, она непременно пригодиться для лазанья за черемухой. Вскоре подбежала Юлька – подруга Ленки, рыжая с двумя косичками девчонка, которая очень хорошо умела кувыркаться колесом и всех, правда безуспешно, пыталась этому научить. Потом подтянулись два неразлучных друга Максимка и Петька. Они тоже были в кепках и коротеньких брюках на лямочках. Ну, вот, вся компания в сборе. Гурьбой они торопливо направились в сторону Елховки по извилистой грунтовой дороге, то и дело переходя на бег. Вскоре ребята вышли из поселка, пройдя вдоль леса, который дышал манящей прохладой. Кукушка оттуда кричала, отсчитывая свои «ку-ку», но ребята ее не слышали, так были увлечены мыслями о своем путешествии. Дети шли по дороге, которая рассекала поле, засеянное рожью. Из колосящейся ржи островками выглядывали голубые васильки, как будто капельки неба на желтом поле. Посадки деревьев со стороны Елховки, в которых прятался родник, виднелись еще довольно далеко. Но, как раз на половине пути, сбоку от дороги росла одинокая дикая яблоня. Около нее ребята и остановились перевести дух. Ствол яблони был причудливо изогнут, и юные путешественники быстро облепили дерево, взобравшись на его толстые ветки. Мелкие белые яблочки, оказались на вкус такие кислые, что сводило скулы от одного укуса. Ванек, предложил угостить всех с самой верхушки, там они должны быть слаще, так как ближе к солнцу. Но они были такие же кислые, а слаще и мягче оказались те, которые девчонки подобрали с земли. Немного передохнув, ребята пошли дальше. Они шли по дороге как по туннелю из высоких налитых колосьев. Вокруг ребят кипела жизнь летнего поля: то и дело пролетали стрекозы как пропеллерами мелькая своими прозрачными крылышками, разноцветные бабочки порхали в лучах солнца, жужжали огромные мохнатые шмели, стрекотали кузнечики. Петька с Максимкой наперебой рассказывали о том, как стрекоза может своими крыльями срезать полпальца, что шмель может укусить человека, только если его сильно разозлить, а еще бывают такие огромные кузнечики, которые могут все это поле съесть, по телевизору недавно показывали - саранча называется. Маленький Сережка, приставал со своими вопросами к сестре: «А почему облака не падают? А откуда кукушка знает, сколько человеку жить осталось? А откуда ветер берется? А почему у стрекозы такие острые крылья?» Ленка, не зная, как ответить, отмахивалась от него нетерпеливо: «Если такой глупый, дома надо было сидеть!»

Шумно, перебивая друг друга, ребята добрались до посадок с родником. Стали искать тропинку, которая ведет к источнику. Но все вокруг было затоптано, то ли людьми, то ли коровами. В углублении следов среди бледно-зеленой травы стояла вода, пахло болотом. Кое-как нашли более плотно стоптанную землю, по ней и вышли к дикому роднику, который был полон прозрачной ключевой водой. Она изливалась ручейком и убегала по склону овражка. Напившись и умывшись, ребята выбрались через густые заросли обратно к дороге. Теперь им предстояло идти по неизведанным местам. Дорога глинистой, изъезженной тракторами калеей, шла вверх, и раздваивалась от развилки. Ванек со своим отцом агрономом ездил здесь и приблизительно сообразил, что направо можно выйти к стоянке комбайнов. Значит к черемухе надо поворачивать налево. Там и стоял тот единственный таинственный дом. В нем, по словам Ванька жили какие-то странные дед с бабкой, которые не захотели со всеми из деревни переезжать в Совхоз. Ребята с недоверием и страхом поглядели в сторону дома и ускорили свои шаги, проходя мимо. Изъезженная машинами и тракторами дорога уходила вверх по холму. Там-то и должна находиться желанная черемуха. Пока ребята шли вдоль посадок, их обдавало приятным холодком из оврага, но, когда овраг остался далеко в стороне, то снова стало нестерпимо жарко. Ребята стали уже возмущаться, что Ванек их завел ни туда и они, наверное, заблудились. Маленький Сережа начал ныть и проситься домой. Но, наконец-то, на горизонте за маревом колеблющегося от жары воздуха показалось высокое раскидистое дерево, и все, как по команде, не обращая внимания на усталость, побежали к нему. Точно, это оказалась черемуха. Она точь-в-точь, как говорил Ванька, была вся усыпана черными ягодными гроздьями. Толстое с шершавой корой дерево гостеприимно раскрыло объятия из веток, по которым ребята быстро взобрались. Они срывали гроздья черных шариков и заталкивали себе в рот, обсасывали и выплевывали ядрышки и снова набивали рот черемухой. Объелись вяжущим лакомством так, что язык и небушко во рту онемели, а черемуха перестала глотаться. Тогда, спустившись уже с дерева, удовлетворенные, не думая об обратной дороге, ребята расселись в теньке, разговаривая о том, какое здоровское путешествие у них получилось. Жара к тому времени стала проникать даже в тень дерева, и воздух стал какой-то густой и липкий. Перестали летать насекомые и притихли птицы. Трава, деревья, небо и сам воздух как будто замерли. Ребята насторожились и стали прислушиваться, пытаясь уловить потерянные звуки. Внезапно налетел небольшой ветерок и принес клубы пыли. Дети вскочили, предчувствуя что-то неладное. И тут Ванька закричал, показывая вверх, в сторону уходящей в поле дороги: «Ураган!»

Дети обернулись и увидели почерневшее небо, которое серыми полосами врастало в землю. Временами оно разрезалось сверкающими молниями. Вдалеке послышались громовые раскаты. Ветер резко усилился, срывая с голов кепки и панамки. Тучи стремительно приближались, затягивая небо зловещей чернотой.

«Бегом к дому!»- крикнул Ванька. Дыхание мальчика перехватило от часто-часто колотящегося в груди сердца. Всей гурьбой ребята кинулись вниз по холму. Тем временем ветер подул с такой силой, что начал ломать ветки деревьев и легко нести их, как будто это пушинки. Пыль взвивалась по дороге, а в воздухе появился запах озона. Тучи проглотили последние лучи солнца, и неудержимо хлынул проливной дождь. Крупными каплями он обдал ребят, мгновенно залив их с ног до головы. Земля, поначалу пылившая под падающими каплями, быстро насытилась и перестала впитывать влагу. Теперь дождевая вода, широкими ручьями потекла под ногами бегущих перепуганных детей. Гром грохотал над головами, вторя сверкавшим то тут, то там молниям. Испуганный Сережка, которого тащили за обе руки Ленка и Юлька, плакал навзрыд и кричал, что хочет к маме. На самом крутом спуске, подгоняемые нескончаемыми потоками воды, все ребята попадали и покатились как на санках по глинистой мокрой дороге, обдирая ноги и руки. Мимо летели ветки с деревьев, наводя еще больший страх от внезапно настигшей их стихии.

Наконец то, показался спасительный дом. Дети в перепачканной порванной одежде, расцарапанные и обляпанные бурой глиной подбежали к нему и стали стучаться в дверь, совершенно позабыв о странности обитателей жилища. Дверь быстро отворилась, и на пороге показался пожилой бородатый мужчина. Удивленным взглядом из-под густых бровей, он оглядел всю компанию. Ребята наперебой стали кричать о случившейся с ними беде. Мужчина пригласил их войти в дом и стал звать хозяйку: «Иди, Маруся, встречай гостей!». Из другой части дома появилась пожилая женщина в белой косынке на голове и красивом фартуке поверх платья. Она, с доброй приветливой улыбкой, распахнув руки как будто для объятий, воскликнула: «Откуда же вы взялись здесь такие красивые и нарядные?»

В доме было тепло. Пахло свежей выпечкой, малиной, и еще церковью. Да, такой же запах был в храме, в который мама возила один раз Ванька причащаться, когда он сильно заболел. Ребят провели в переднюю избу и усадили на длинную лавку. В комнате в углу на полочке стояли иконы, которые Ваня первый раз увидел тогда в церкви. Перед иконами горела лампада, от нее-то и распространялся приятный знакомый Ваньке запах. Хозяин, которого звали дядя Вася, принес таз с водой и предложил всем умыться. Хозяйка тетя Маруся, переодела всех в чистые дяди Васины рубашки и усадила за стол, на котором пыхтел пузатый самовар и стояла пышная выпечка. Хозяева оказались такими добродушными, что у детей прошел всякий страх. Успокоившись ребята только сейчас почувствовали, как сильно проголодались. Пироги с малиной были необыкновенно вкусные, а от душистого чая пахло смородиной. Заботливая тетя Маруся смотрела на ребят с доброй улыбкой, и приговаривала: «Как же вас угораздило в такую даль забраться? Небось и у родителей не отпрашивались? Эка, Боженька то расстроился за вас. Вон, как погоду-то завернуло! Ну, ешьте-ешьте, да скорее на печку, ато, чего доброго, еще и заболеете». «Ну ладно, Маруся не ворчи, гляди на них, они сами не рады - сказал дядя Вася - Думать надо, как их родителям сообщить. Наверное, места себе не находят». Тут Юлька и проговорилась, что рассказала маме, куда они собираются. Появилась надежда, что теперь старшие смогут их найти.

Наевшись досыта пирогов, ребята взобрались на печку. Самая настоящая русская печка занимала почти половину комнаты! Такая же была у Ваниного дедушки в деревне. На печи были, как и у деда, расстелены тулупы, из-под которых шло приятное тепло. Ребята разлеглись по всей печке. За окном дождь стал стихать. Раскаты грома удалялись и слышались уже издалека. Тетя Маруся открыла форточку и села вязать, изредка поглядывая своими спокойными добрыми глазами на отдыхающих детей. В избу проник свежий воздух, который обычно бывает после дождя. В полумраке комнаты светился огонек лампады, где-то стрекотал сверчок. Было спокойно и уютно в этом доме. После такого испуга за себя и за ребят у Ваньки в душе что-то зашевелилось. Ему стало жаль родителей. Мальчик представил, как они теперь безпокоятся за него. Ваня почувствовал стыд и перед ребятами за то, что втянул их в такую передрягу, да еще и гордился этим. А еще Ваньке стало совестно перед дядей Васей и тетей Марусей, ведь он про них рассказывал небылицы своим друзьям и считал дикими отшельниками.

Вскоре к дому подъехали два «Беларуса». Это оказались родители Максимки и Петьки. Поблагодарив гостеприимных хозяев дома, отцы загрузили ребятню в трактора и повезли домой по разжижженой грязной дороге, от которой шел пар. Тучи в небе уже рассеялись, и красное солнце медленно подплывало к горизонту, играя ласковыми лучами, обещая на завтра яркий летний день.

Ванька понимал, что его дома ждет серьезный разговор с отцом и положенное наказание. И вечером, уже когда он стоял в углу, проснувшееся в Елховке чувство стало набирать все большую и большую силу. Ему искренне захотелось у всех, кого он подвел и огорчил попросить прощение и впредь никогда ничего не делать без разрешения родителей. И совершенно неожиданно возникло желание оказаться в том храме, где он впервые почувствовал тепло и легкость. Он подумал попросить маму снова свозить его туда.

В воскресенье в храме, к Ванькиной радости оказался тот же батюшка. Не сдерживая слез, мальчик рассказал ему обо всем случившемся. Батюшка внимательно выслушав, попросил немного подождать. Потом сходил в алтарь и выйдя оттуда с крестом и евангелием, подозвал Ваню к месту, где исповедуются. Батюшка возложил Ване на голову руки и прочитал молитву. В этот момент Ване показалось, что все его простили, даже тетя Маруся и дядя Вася, которые не знали, что про них говорил и думал Ванька. Возникшая легкость переполнила его сердце и Ваня счастливый, как на крыльях подбежал к маме, крепко-крепко обнял ее, и почувствовал часто бьющееся мамино сердце. Ее теплые руки нежно гладили Ваню по голове, а в глазах, полных любви и нежности, стояли слезы сочувствующей радости.

«Мамочка, прости меня пожалуйста!» – сказал Ваня, впервые по-настоящему поняв смысл этих слов, которые раньше легко и часто произносил не думая. Мама целовала его в макушку и крепко прижимала к себе. Ваня ощущал, как тепло растет в его груди и разливается по всему телу. В этот момент он понял, что очень сильно любит своих родителей, друзей и малознакомых, но таких добрых и близких дядю Васю и тетю Марусю.

Этот, полный новых ощущений день, Ванька запомнил на всю жизнь.

Июнь 2016

Если вам понравилось, приглашаю к чтению и других моих зарисовок, выше или ниже этой публикации