Найти тему
Модная канитель

Домашний пеньюар великой княгини Марии Федоровны

Пеньюар великой княгини Марии Федоровны,  Россия. 1867–1868. Батист, кружево валансьен, шелковые ленты; вышивка
Пеньюар великой княгини Марии Федоровны, Россия. 1867–1868. Батист, кружево валансьен, шелковые ленты; вышивка

Продолжаем знакомиться с исторической одеждой из коллекции Государственного Эрмитажа. Сегодня на повестке дня пеньюар великой княгини Марии Федоровны.

Пеньюар — разновидность домашней одежды. В данном случае это свободное утреннее платье.

В XIX веке домашнее платье делилось на 3 вида: пеньюар, матине и дезабилье. Так вот, в пеньюаре обычно находились в спальне или в будуаре.

Пеньюар великой княгини Марии Федоровны,  Россия. 1867–1868
Пеньюар великой княгини Марии Федоровны, Россия. 1867–1868

Шили пеньюары из тонких тканей — муслина, шелк. Именно этот изготовлен из батиста. Интересный фасон. Обратите внимание на лиф - он сделан в форме болеро. Это визуально увеличивало покатость плеч, модную в то время. И, конечно, весь отделан кружевом.

Пеньюар великой княгини Марии Федоровны,  Россия. 1867–1868
Пеньюар великой княгини Марии Федоровны, Россия. 1867–1868

Как вы думаете, почему домашнюю одежду отделывали кружевом? Это же совершенно непрактично. Стирать нужно часто, кружево рвется. А ведь стоило оно немало... Даже императрицы не могли себе позволить постоянно менять кружева в таких количествах.

Открою небольшой секрет: он в самом кружеве. Это же валансьенское!

Все дело в том, что в таких кружевах на коклюшках одновременно выплетается и рисунок, и фон. Поэтому они достаточно прочные для того, чтобы выдерживать частые стирки. Его часто использовали для украшения одежды, и домашней в том числе.

Пеньюар великой княгини Марии Федоровны,  Россия. 1867–1868
Пеньюар великой княгини Марии Федоровны, Россия. 1867–1868

Рукава, проймы и манжеты отделаны батистовыми рюшами и кружевами. Очень нежно смотрится! А по подолу буфы, и тоже с кружевами.

Пеньюар великой княгини Марии Федоровны,  Россия. 1867–1868
Пеньюар великой княгини Марии Федоровны, Россия. 1867–1868

Обратите внимание: платье хоть и утреннее, а все-таки с небольшим треном (или шлейфом)! Спинка очень аккуратная. Да и вообще весь пеньюар смотрится великолепно!

Линия болеро продолжена с полочки на спинку и идет по талии, подчеркивая ее. Хотя у Марии Федоровны она и так была тонкая.

Пеньюар великой княгини Марии Федоровны,  Россия. 1867–1868
Пеньюар великой княгини Марии Федоровны, Россия. 1867–1868

А как вы думаете, зачем мы все время рассматриваем чьи-то платья? Какое нам дело до того, как они выглядят, из чего сшиты и чем украшены?

Для ответа немного окунемся в историю. Помните, друзья: барон Штиглиц основал в Санкт-Петербурге училище, где готовили дизайнеров и художников? Так вот, на европейских аукционах для обучения студентов закупались образцы антикварной мебели, картины, различные ткани и кружева.

Считалось, что студенты должны учится только на отличных образцах, которые можно потрогать и рассмотреть со всех сторон. Этакие наглядные пособия. Вот и мы делаем ровно то же самое. А что - интересных идей очень много. Согласны?

Подписывайтесь, чтобы быть с нами!
Больше интересного вы найдете в «Навигации по каналу».