Большеохтинский мост – это одна из самых красивых переправ в мире и символ промышленного Петербурга. До 1917 года носил название моста Императора Петра Великого или Охтенского моста Петра I (по правилам дореволюционной орфографии). За сто с лишним лет сооружение, напоминающее Тауэр, обросло легендами, в числе которых – легенда о золотой заклёпке. Давайте вернёмся в прошлое и вспомним интересные факты из истории строительства моста.
Долго запрягают, да быстро едут
Идея постройки моста через Неву, призванного соединить промышленную Охту и административный центр города, возникла ещё в 1829 году, когда Николай I утвердил перспективный план развития Петербурга. Однако по экономическим причинам проект отложили на 80 лет. К нему вернулись только в ХХ веке. В 1909 году началось строительство, а в 1911 году переправа была готова.
Война паромщиков и фабрикантов
До появления моста Императора Петра Великого добраться из Охты в Северную столицу можно было только на пароме или лодке. Поэтому неудивительно, что владельцы судов, которые зарабатывали немалые деньги на горожанах, всячески препятствовали началу строительства. Также социальных волнений добавляли распри промышленников и купцов, которые устраивали дебаты о местоположении моста. Каждый хотел иметь переправу поближе к своему предприятию.
Гибель «Архангельска»
Конец спорам положил инцидент 1907 года. Вечером накануне Пасхи пароход «Архангельск», перевозивший людей от Смольного на Охту, врезался в льдину и затонул. В результате погибли 39 человек. Трагедия заставила правительство форсировать события, и Николай II выпустил резолюцию: «Не затягивать строительство моста». В сентябре того же года утвердили проект.
Проект Эйфеля и победа русских инженеров
За победу в конкурсе боролись 16 архитектурных проектов из России, Голландии, Франции, Испании, Германии, Австро-Венгрии и США, в числе которых был проект от фирмы знаменитого Густава Эйфеля. Наградой за призовые места были премии в размере 12, 10 и 8 тысяч рублей. Вне конкурса за 2 тысячи рублей правительство купило проект «Свобода судоходству». Именно по нему мост и построили. Автором инженерной части был Григорий Кривошеин, архитектурной – Владимир Апышков.
Поиски золотой заклёпки
Из всех имеющихся переправ через Неву Большеохтинский мост получился самым удобным для судоходства и поистине грандиозным. Его длина – 335 метров, ширина – 27, а вес металлоконструкций составляет почти 9 тысяч тонн. Сооружение состоит из трёх пролётов. Центральный разводной пролёт украшен 36-метровыми гранитными башнями-маяками, в них находятся разводные механизмы. Мост состоит из стальных конструкций, скреплённых более чем миллионом заклёпок.
После открытия объекта по Петербургу пошли слухи, что строители на удачу поставили одну заклёпку из золота, покрыв её металлической плёнкой. Горожане начали активные поиски, которые продолжаются по сей день, однако золотую заклёпку так никто и не нашёл.
Если вам тоже пока не улыбнулась удача в поиске своей золотой заклёпки, ЦКИ вам поможет :) Поставим для вас заклёпки в золотом цвете RAL, латунные заклёпки и любые другие.
Также вы можете узнать больше информации о заклёпках и заклёпочной технике на сайте и YouTube-канале ЦКИ: