Недавно поймала себя на мысли, что постоянно читаю книги, в которых либо рассказывается о книгах, либо главный герой - сам писатель. Смотрите сами:
"Неаполитанский квартет" Элены Ферранте - героиня по имени Лену становится писательницей.
"Призрак автора" (крайне глупая, но увлекательная книжонка) Джона Харвуда содержит таинственные истории из непонятно кем написанной книги. Эту сюжетную загадку автор не потрудился разъяснить.
Недавно прочитанный "Сочувствующий" Вьет Тхань Нгуена, невероятно сильная книжка, рассказывает о человеке, который невольно стал писателем.
"Дети полуночи" Салмана Рушди - это повествование главного героя от первого лица, которое одновременно является его книгой о себе. Он пишет её, чтобы оставить след и объяснить сыну историю своей жизни.
Наконец, "Девушка, которая читала в метро" Кристин Фере-Флери - нежное, обволакивающее, но местами печальное произведение - тоже написано о книгах.
В работах многих писателей, я всех и не упомню, книги занимают почти центральное место. Иногда они становятся едва ли не важнее главных героев. Интересно, что хотя бы эти перечисленные мной пять книг - современные, написанные в ближайшие 10-15 лет (кроме "Детей полуночи", которых опубликовали в 1981 году). Закрадывается беспокойная мысль, что такое прославление книг, именно бумажных, иногда написанных вручную, связано с отмиранием этого пласта культуры. Всем понятно, что экологичнее, дешевле, быстрее купить электронную книжку, а бумажные постепенно превращаются в реликт.
Да и вообще чтение больших книг становится редкостью, если, конечно, вы не большой ценитель или не изучаете солидные фолианты в профессиональных целях. Поэтому авторы и пишут, и пишут, и издают свои книги о книгах, как крики о помощи, крики утопающих.
Я не хочу судить. Может, это и к лучшему. В конце концов, погружение в книгу - тоже род эскапизма. Но мне нравятся бумажные книжки. Почему-то легче читается, когда буквально держишь в руках чью-то историю. Мне нравятся книги о книгах, потому что ассоциировать себя с героиней, которая влюблена в литературу, мне необыкновенно легко. Кто знает, может и я когда-нибудь раздобуду жёлтый микроавтобус и отправлюсь в путешествие, а компанию мне составят Баудолино, семейство Джоудов и пара отважных хоббитов.
Напоследок вот вам проникновенные стихи из книжки о девушке, которая читала в метро. Без неё, этой современной сказки о поиске счастья, я бы не познакомилась с лирикой Низами.
Раненный в сердце, в кровавых слезах почему?
В сердце живущая — вечно в глазах почему?
В мире единственна ты, мы душевно едины.
Единодушно мы оба в бегах почему?
Склонность все легче твоя, страсть моя все весомей
Чаши колеблет любовь на весах почему?
Я неизменен, любовь же твоя изменилась,
Где я ошибся, попался впросак почему?
Ты всех влюбленных лечила живою водою,
На Низами тот источник иссяк почему?
"Раненный в сердце, в кровавых слезах почему...", Низами Гянджеви