Отгремели салюты, отзвучали торжественные речи, и, вновь, забыты ветераны до следующего праздника Победы. Несомненно, это неправильно. Благодаря им, самоотверженным героям нашей страны, всем и каждому, в независимости от того, воевал человек на фронте, в тылу, в партизанах, мы любуемся чистым и голубым небом над головой. Мирным небом.
Моей настольной книгой с детства была книга о Героинях Советского Союза. Именно о Героинях. Я зачитывалась их подвигами, восхищалась их мужеством, смелостью, стойкостью, плакала над их искалеченными судьбами. Тема Великой Отечественной Войны уже тогда интересовала меня и я, как могла и умела, впитывала рассказы взрослых, переживала весь тот ужас и боль, что звучали в их рассказах.
Но одно я для себя поняла точно. Каждый из тех, кто воевал, кто отдал часть своей жизни жерновам войны, не рассказывал о тех ужасах, что там были. О мирном времени, да, говорили, о полковых друзьях-товарищах шутили и вспоминали. Но о боях, подвигах или наступлениях немецких войск - никогда. Запретная тема, в которой столько боли, сломанных судеб и жизней.
Моя крестная бабушка, один из самых светлых людей в моей жизни, в детстве пережила оккупацию. Она родилась в небольшом городке Красный Луч Луганской области, ныне Луганской Народной Республики. 20 июня 1941 года бабушке исполнилось 6 лет. 22 июня началась война. Вместе с ней пришла оккупация и ужасы, которые творили захватчики. Бабушка рассказывала, что они с соседскими мальчишками частенько бегали к шахтам.
Они были детьми и ещё не очень хорошо понимали всю суть происходящего, но, подсознательно, испытывали леденящий душу страх. Вспоминая, бабушка говорила, что немцы сбрасывали в шахты раненых советских солдат. Некоторые умирали сразу, от болевого шока, от ран, падение в шахту добивало их и без того измученные жизни. Но некоторые оставались живы, и, следовательно, были обречены на чудовищную смерть заживо, погребённые в шахтах под телами своих сотоварищей по несчастью. Крики тех солдат ещё долгим эхом раздавались над округой. На моей памяти бабушка рассказала об этом только однажды, но слова подбирала с трудом, она не хотела вспоминать и говорить об этом.
Мой прадедушка прошёл свой боевой путь в составе 3 Украинского фронта. 12 апреля 1942 года был награждён Орденом Отечественной войны II степени.
Будучи заместителем командира роты по политчасти 912 стрелкового полка 243 стрелковой дивизии, 3-ей гвардейской армии, в бою за шахту имени Кагановича Ворошиловградской области, 25 февраля 1943 года получил тяжёлое пулевое ранение в живот, левую ногу и правую руку с переломом кости.
До конца жизни, по рассказам мамы, прадедушка прихрамывал, а правая рука была ограничена в движениях из-за перелома.
Участвовал в освобождении Болгарии, в Белградской, Будапештской, Венской наступательной операции.
Война оставила отпечаток не только в жизни многих людей, но и затронула душу. Вернувшись живым с войны, прадедушка по личным причинам оставил мою прабабушку с 4-мя детьми, младшему из которых не было и 5 лет, так как родился он уже после призыва прадеда на фронт.
Прабабушка сдюжила, подняла и вырастила детей, смогла дать каждому не только образование, но и свою любовь, ласку, передала опыт житейской мудрости и хитрости. Но ни один из детей прадедушки, памятуя о том, что он оставил свою жену, до конца жизни прадеда, не желали видеться с ним, общаться и впускать в свою жизнь.
Исходя из маминых воспоминаний, можно сделать вывод, что последние годы жизни прадеда были печальны. Проживал он в доме престарелых, в одном из сёл нашей области. Мама помнит, как маленькой девочкой вместе с бабушкой они долго куда-то ехали, а потом общались с пожилым (на мамин взгляд) мужчиной, которого бабушка называла Николаем.
К сожалению, наша семья не сохранила ничего о прадедушке, кроме памяти. Так сложилась жизнь. Но, как сказал древний мудрец: "Человек живёт до тех пор, пока о нём помнят другие!". А память о прадеде мы сохраним и передадим нашим детям.
***
Если Вам понравилась, публикация, ставьте лайк, подписывайтесь на канал. Автор будет Вам премного благодарен.