Замечательный писатель, филолог, литературовед и специалист по творчеству А.П.Чехова – Чудаков Александр Павлович. Родился он в Казахской ССР в городе Щучинске в 1938 году в семье учителей, которых на тот момент было не так много в этом городе. Родители его были ярые противники политики тех лет. Они плохо высказывались о Сталине и правительстве в целом. Но, так как преподавателей в маленьком казахском городе практически не было, их семью не трогали.
Самым поразительным является тот факт, что Чудаков в 1955 году поступает в МГУ на филологический факультет с первого раза. Он сразу был один из лучших и отличался интересным стилем изложения своих мыслей.
Блестящая карьера в университете. Чудаков был ярым защитником русского языка и национальных традиций. Он уделял много времени и литературе, в частности творчеству Антона Павловича Чехова и наделал много шума своим трудом «Поэтика Чехова».
Самое поразительное то, откуда этот человек и какую историю имеет его семья. «Ложится мгла на старые ступени» - роман, получивший премию «Русский Букер» в 2011 году, рассказывает нам об этом. Но за историей одной семьи, скрывается история целого народа.
«Попробовать написать историю молодого человека нашей эпохи, используя автобиографический материал, но, не давая своего портрета» - запись писателя в студенческом дневнике.
Семья Чудакова – это интеллигенция дореволюционной России, которая, с приходом советской власти, предчувствует свою скорую ссылку, отправляется в Казахстан. Именно там рос писатель Александр Павлович, наблюдая за своими стариками, которые имели старую закалку и духовный стержень. Эти люди смогли пройти через все трудности и освоиться на новом месте. Теперь интеллигенции пришлось строить дом, класть печь и выращивать свои овощи.
Дед Александра Павловича бывший священник и профессор. Могучий русский мужик и интеллигент – всё это было в одном человеке. Он был примером для маленького Чудакова и впоследствии писатель также старался объединять в себе два этих образа: писал статьи и много работал физически.
Стоит отметить, что так же, как и дед, Чудаков осуждал революцию и считал, что её следствием является отставание страны в развитии. Он сожалел о том, что страна потеряла всю ту культуру, формировавшуюся в течение 200 лет. Писателя не выпускали из страны, а лишь ограничивались цитированием его докладов на конференциях. Лекции за рубежом Александр Павлович начал читать только после перестройки.
Книга «Ложится мгла на старые ступени» не имеет целостного сюжета, но чувство от прочтения остаётся такое, словно ты посетил музей с удивительными и ценными экспонатами. Это невероятно увлекательный и живой роман, описывающий необычные сведения жизни тех, кто был неугоден власти: жизнь интеллектуалов, хозяйственников, оппозиционеров и так далее.
Кроме деда, не меньший интерес вызывает и образ бабушки в романе писателя. Цитата:
«Посмотрите, – обращается он к нам с безмерной любовью к каждому предмету коллекции, – эти удивительные столовые приборы, все девять штук, использовала во время обеда выпускница института благородных девиц, моя бабка Ольга Петровна. Она до самой старости помнила, во что были одеты Их Величество Государь Император и Государыня Императрица Александра Федоровна на большом зимнем балу в Николаевском зале Зимнего дворца!».
У этой женщины всегда была чистота в доме. Несмотря на то, что с годами её память начала ухудшаться, она всегда помнила правила этикета.
Герой вспоминает их, вспоминает детство, школу. Рассказывает о том, как учила его этикету бабушка, а дед учил грамоте, не имея чистых листов бумаги. Он очень любил заниматься образованием внука. Он никогда не прерывал занятие, если ребёнок проявил огромный интерес, он рассказывал много и не заставлял сидеть за партой. Он до школы научил внука читать, писать, считать и вычитать в пределах сотни, умножать на пальцах. Географию и естествознание изучали на прогулке по лесу.
На самом деле, в книге очень много воспитательного. Цитата:
Отрывок из «Евгения Онегина» «Уж небо осенью дышало», который во втором классе учили наизусть, в Васиной интерпретации звучал не менее замечательно: Уж реже солнышко блистало, Короче: становился день.
После слова «короче» Вася деловито хмурил свои тёмные брови и делал рубящий жест ладонью, как зав РОНО Крючков.
Энергичное обобщение в стиховой речи Вася особенно ценил. Строку из «Кавказа» «Вотще! Нет ни пищи ему, ни отрады» он сперва читал без паузы после первого слова (его он, естественно, принимал за «вообще»). Но Клавдия Петровна сказала, что у Пушкина после него стоит восклицательный знак, а читается оно как «вотще», то есть «напрасно».
Вася, подозрительно её выслушав (учителям он не доверял), замечанье про «вотще» игнорировал, про паузу принял и на олимпиаде, добавив ещё одну домашнюю заготовку, прочёл так: «Вааще — нет ни пищи ему, ни отравы!»
К сожалению, жизнь писателя трагично оборвалась в 2005 году и многие его планы так и остались не реализованными.
А вы знакомы с этим произведением? Какое впечатление оно произвело на вас? Делитесь своим мнением в комментариях.
Спасибо за просмотр. Ставьте «палец вверх». Подписывайтесь на мой канал!