"Сам армянский камень - это природный элемент искусства"
Правнучка выдающегося русского художника, автора легендарных полотен "Девочка с персиками" и "Похищение Европы", директор старейшей московской Детской художественной школы им. В.А. Серова Екатерина Дмитриевна Серова и ее дочь, также сотрудник школы, Александра Михайловна Серова дали эксклюзивное интервью NovostiNK. Оно – о великом прадеде Валентине Александровиче Серове и творческой поездке по Армении.
-Екатерина Дмитриевна, скажите, а случалось ли вашему прадеду бывать в Армении и вообще в Закавказье?
-Нет, к сожалению не был. Он родился в Санкт-Петербурге в семье композиторов Александра Николаевича Серова и Валентины Семеновны Серовой (урожденной Бергман), и уже в 4 года состоялось его первое путешествие заграницу вместе с родителями. Позже ему случалось подолгу жить на Украине - в Киеве и Харьковской губернии, путешествовать с Ильей Репиным по Крыму, Украине, местам, связанными с Запорожской Сечью. К сожалению, мой прадед прожил недолгую жизнь, он умер в 1911 году в возрасте 46 лет. Зная, что тяжело болен, он много и напряженно работал. Отец его страдал болезнью сердца, которая передалась Валентину Александровичу, при этом он много курил. Может быть, к счастью, он не узнал о революции в России и расстреле семьи последнего русского царя Николая Романова, он ранее писал и его отца Александра III, Николая II он рисовал в Историческом музее в 1900 году, за 11 лет до своего ухода из жизни.
-Вы и Александра Михайловна, ваша дочь, только что вернулись из Армении. Расскажите, пожалуйста, о ваших впечатлениях?
-Екатерина Серова Первую детскую художественную школу им. В.А. Серова № 1 на Пречистенке я возглавляю с 2010 года. А основана она была в 1934 году, в то время, когда в России назрела необходимость организации художественного обучения детей. Так получилось, что еще раньше моего интереса к истории и культуре Армении наши педагоги с учениками приезжали в эту удивительную страну, первой в мире принявшей христианство, - на пленэры, походить по музеям, иногда понаблюдать изнутри ее жизнь. Этой весной у меня и моей дочери созрело решение ехать в Армению, чтобы увидеть ее красоту своими глазами и заодно понять, как выстроить творческое сотрудничество с художниками, скульпторами, педагогами художественных школ для совместных выставок. Интерес этот еще подкреплялся большим уважением к армянским художникам, живущим в России. Я долгие годы были знакома с Народным художником СССР Николаем Никогосяном, ушедшим из жизни в прошлом году. Мои учителя в Строгановке тоже принадлежали к поколению Александра Матвеева, перед талантом ваятеля и педагога Николай Багратович преклонялся всю свою жизнь.
-Александра Серова Культурную и духовную близость народов России и Армении не перечеркнуть, она создавалась и развивалась веками. В Армению пришли перемены, и мы с интересом наблюдаем, каким образом она затронет художественную и в целом культурную жизнь.
Армения отличается высоко профессиональными мастерами в разных сферах искусства и ремесел. Нам тоже есть чем поделиться. Тем более что сама школа имени В.А. Серова располагается в историческом районе Москвы, в знаменитом особняке, где работала частная гимназия Льва Поливанова. В 1915 году архитектор Александр Таманян, призванный владелицей особняка Верой Фирсановой, реконструировал этот дом. И этот старый дух дореволюционной России жив в наших стенах и на подворье, где когда-то был конюшенный двор, а нынче в теплое время года работают художественные мастерские.
Если говорить о нашей поездке, то мы остановились в Ереване, и каждый день, а мы были в стране неделю, с 9 утра до 10 вечера все время были в поездках. Просто хотелось увидеть как можно больше, чтобы оценить потенциал нашего будущего сотрудничества.
-Екатерина Серова Мы были в Первопрестольном Эчмиадзине, видели фрагмент Ноева Ковчега, Институте древних рукописей Матенадаране, музее Сергея Параджанова. Нам провели очень интересную экскурсию по дому, где, к сожалению, режиссер так и не успел пожить. И экскурсовод Ирина Абрамян говорила о его судьбе с большим трепетом.
-Александра Серова Я как дочь двух скульпторов, живущая в художественной среде с рождения, все равно замечала, что постоянно удивляюсь высочайшему культурному и художественному уровню куда бы мы не приходили. Сама городская скульптура Еревана настолько хороша, что мы не заметили ни одного памятника, который "порезал" бы взгляд и выбивался из общей гармонии города. Для меня это говорит о том, что у самой столицы Армении есть свой вкус, он как будто сам отбирает, что будет в него вписано, а что нет.
-Как вам кажется, в современном искусстве Армении могут появиться такие же сакральные места, из пленарных объектов, как гора Арарат?
-Александра Серова Вся Армения расположена на камне. Уже сам камень - это природный элемент искусства, его можно и описывать, и интерпретировать по-разному. Горы там настолько различны между собой, и точащие водой, и водопадами. Мы проехали только час, а вместо зелени уже увидели горы со снежными шапками, с какой-то промерзлостью, аскетичностью, суровостью. Поэтому в Армении, на мой взгляд, первый источник вдохновения и сакральности - это горы. Причем, заметно, что горы могут быть настроены к человеку как лояльно, доброжелательно, так и сурово.
Беседовала Валерия Олюнина