«Шевелись, нахалка такая! С такой мордой кислой не ходи ко мне в класс! Не нравится — убирайся, бездарная дура!» — кричит на свою ученицу Наташу Балахничеву известный пермский балетмейстер Людмила Сахарова. Наташа прикрывает глаза и изящно взмывает в вверх, урок классического танца в фильме «Пленники Терпсихоры», снятый в середине 90-ых документалистом Ефимом Резниковым, стал лучшим свидетельством того, как жестоко в России воспитывают балерин.
Я встретилась с той самой Наташей, Натальей Балахничевой. Прима Кремлевского балета рассказала, как это – танцевать ведущие партии в 43 года, почему жестокость в балете – норма, и когда она в последний раз плакала.
«Дура, идиотка, нахалка — это вообще, как хау ду ю ду”, - вспоминает покойную Сахарову балерина. «Да, было больно и обидно, но я терпела сознательно, потому что она и никто другой. И несмотря ни на что я ей восхищалась. Попасть к Сахаровой означало, что тебя выбрали как лучшую, теперь ты будешь заниматься в самом трудном и самом полезном классе, который еще не знаешь, выдержишь или не выдержишь. Очень странное отношение было к нам, с одной стороны, везет, с другой — ой, бедные!»
«Мы жили так, четыре девочки в комнате, еда в столовой: завтрак, обед, полдник и ужин, занятия балетом по 1,5 часа в день, плюс обычные уроки. Нет, я не тосковала, мы договорились с родителями, что это будет пробный год, и если мне будет плохо, то я смогу в любой момент вернуться. Я не вернулась, осталась в Перми».
Наталья родилась в Кировской области, в городе Кирово-Чепецк, с населением 70 тыс. человек. Мама — тренер-хореограф по гимнастике, папа - художник. В пермское хореографическое училище Наташу отправили учиться, когда ей было всего 10 лет, с этого возраста пришлось стать самостоятельной, она жила в интернате. Балет стал для Натальи лифтом на самый верх: из маленького провинциального городка через Пермскую школу балета — на сцену Кремлевского дворца.
«Получается, что в Кремлевском дворце я Людмилу Сахарову сменила Екатерину Максимову. Она была сдержанная, но как взглянет, и потом этот её характер стальной, скрупулезный, жестокий - страшное дело! Однажды, во время репетиции случился предел, там была такая поддержка, когда надо было берцовыми костями стоять на плечах у партнера. Стопы стертые в кровь - это еще ничего, к этому мы все привыкли. А тут нужно было стоять на плечах, один, второй, третий раз, и я попросила - можно я завтра что-то намотаю, чтобы не было так больно. Она в штыки просто, нет и всё! И ты будешь это делать сейчас столько раз, сколько надо! У меня искры из глаз летели».
С Кремлевским балетом Наталья несколько раз объехала весь мир. После каждого спектакля её ждут благодарные зрители с цветами. В 2010 году Балахничевой присвоили высшее почетное звание Российской Федерации «Народный артист».
«Были удивительные мужчины, иностранцы, которые влюблялись в меня. Один датский, другой испанский, предлагали замуж. Ой, даже трое. Сейчас я замужем. На счет детей, есть такие люди, которые выбирают профессию балерины, жертвуя ради этого семьей, я всегда думала: «Как же так можно?».
Наталья Балахничева на сцене больше 20-ти лет, для балерины это долгая профессиональная жизнь, но в скором времени ей всё же придется уйти, для всех артистов это тяжелая тема, пока она не хочет её обсуждать. До сих пор у нее ведущие партии Жизель, Спящая красавица, Щелкунчик, Ромео и Джульетта и другие
«Танцевать мне сейчас, в 43 года, не тяжело, внутри спектакля нет возраста, по ощущениям, по эмоциями не ясно сколько тебе лет. Только в общении с артистами молодыми я чувствую себя странно, особенно, когда на «вы» (смеется).
В первые годы я совсем не замечала конкуренции, в училище невозможно было подумать, что преподавательница к кому-то лучше относится, всем доставалось одинаково… А внимание обратила только когда сама стала взрослой, когда молодым стали отдавать мои партии. И тут я вспомнила, как однажды должна была состояться моя репетиция, и предыдущая взрослая балерина мне бросила: «Эта девочка пусть ждет!»
Конечно, возраст - это тема, которая меня беспокоит... Вот люди танцуют от сердца - им захотелось, музыка зазвучала, у них хорошо на душе, они рады, и им хочется танцевать, или какие-то народные, невозможно не пуститься в пляс. А тут нужно сделать тренинг, класс, нужно разогреться, нужно репетировать, чтобы выйти на сцену, чтобы в итоге станцевать спектакль. Это больше похоже на альпинизм, но я все равно не могу не танцевать балет, это моя жизнь...»
Ежедневно Наталья проводит в классах не меньше трех часов.
«Несмотря на трудности профессия хороша, в обычной жизни сложнее. Я в балетных пространствах прихожу в себя, меня это поддерживает. Сцена - это такая встряска адреналиновая, что какие бы ни были проблемы они отступают. Не стоит не ходить в балет, испугавшись трудностей. Я думаю, что стоит, особенно если есть талант! Не будет так трудно в балете, да и в любой другой профессии, если есть дар».
Спасибо за внимание. Оставляйте ваши комментарии, предлагайте темы для интервью. Также подписывайтесь на мой инстаграм @kogershin
Когершын Сагиева