Пентагон решил не раскрывать данные о том, сколько ядерных боеголовок находятся у него на хранении. Решение об отказе публиковать данные о состоянии ядерного арсенала было принято после того, как ранее было принято решение о производстве новых боезарядов малой мощности W76-2, предназначенных для оснащения ими баллистических ракет морского базирования. Решив не разглашать текущее количество ядерного оружия в своем арсенале, Министерство обороны ответило отказом в просьбе Стивена Афтергуда из Федерации американских ученых о рассекречивании количества запасов ядерного оружия в 2018-м году, что обращает вспять всю практику США за последние годы и представляет собой, по мнению ученых, ненужный и контрпродуктивный разворот в американской ядерной политике.
Впервые Соединенные Штаты рассекретили историю своих запасов ядерного оружия в 2010-м году. С тех пор этот подход используется официальными лицами в целях поддержки политики США в области нераспространения, демонстрируя приверженность США Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), обеспечивая транспарентность в области ядерного оружия, противодействуя ложным слухам о тайном наращивании ядерного арсенала, и побуждая другие ядерные государства быть более транспарентными в отношении своих арсеналов. Важно отметить, что США также раскрыли количество боезарядов, демонтировавшихся каждый год вплоть до 1994-го года. Публикация этих цифр помогла задокументировать тот факт, что Соединенные Штаты не прятали снятый с вооружения боезапас, а фактически демонтировали его. В 2014-м году Соединенные Штаты даже рассекретили общий боезапас ядерных боезарядов в 2500 единиц, которые в то время еще ожидали демонтажа.
Публикация данных 2010-го года основывалась на предыдущих раскрытиях, прежде всего, на решениях о рассекречивании, принятых министерством энергетики в 1996-м году, которые включали, среди прочего, таблицу данных о запасах ядерного оружия с информацией о количестве самих боезарядов, их мегатоннаже, отдельных сборках, количестве боезарядов, снятых с вооружения, и количестве боезарядов, подвергнутых процедуре демонтажа, в период с 1945-го по 1994-й годы. К сожалению, веб-сайт находится в плохом состоянии, и первоначальная страница, озаглавленная «Рассекречивание характеристик запасов ядерного оружия Соединенных Штатов», больше не содержит таблиц, другая страница повреждена, однако необработанные данные по-прежнему, имеются здесь. Ясно, что министерство энергетики, отвечающее в США за производство и поддержку в боеспособном состоянии ядерного арсенала, должно внести исправления в этот сайт.
Принятое в 2010-м году решение о раскрытии размера запасов и количестве боезарядов, подвергнутых процедуре демонтажа, не означает, что эти данные будут обязательно обновляться каждый последующий год. Каждый год принималось отдельное решение о рассекречивании, которое обновлялось на сайте «Открытого правительства» министерства обороны. Самое последнее решение 2018-го года в ответ на запрос Федерации американских ученых показало количество запасов ядерных боезарядов по состоянию на сентябрь 2017-го года: 3822 боеголовки в активном арсенале и 354 демонтированных боеголовки. Данные 2017-го были дополнительной хорошей новостью, потому что они показывали, что администрация Трампа, несмотря на всю напыщенную риторику президента, продолжала сокращать размер запасов ядерного арсенала. С 2010-го года Великобритания и Франция также последовали примеру США, предоставив дополнительную информацию о размере своих ядерных арсеналов, хотя они еще не раскрыли всю историю своих запасов боеголовок. Китай, Индия, Пакистан, Израиль и Северная Корея пока не предоставили информацию о размере или истории своих арсеналов. Россия вслед за США опубликовала только общие цифры своего ядерного арсенала.
Федерация американских ученых (FAS) отслеживает ядерные арсеналы на протяжении многих лет. Ранее она это делала в сотрудничестве с Советом по защите природных ресурсов (NRDC). Данные, рассекреченные администрацией Обамы в 2010-м году, о количестве находящихся в американском ядерном арсенале боеголовок в 5113 единиц лишь на 13 боеголовок отличались от оценки, приводимой FAS/NRDC. FAS и NRDC продолжают ежегодно приводить эти оценки на своих веб-сайтах. Эта работа широко используется журналистами, НПО, учеными, парламентариями и государственными должностными лицами. С решением Пентагона закрыть данные по запасам и безудержной ядерной модернизацией, происходящей во всем мире, роль FAS и других организаций в документировании статуса ядерных сил будет еще более важной.
Выводы и рекомендации. По мнению американских ученых, решение Пентагона не раскрывать численные данные о ядерных боеголовках, накопленных и демонтированных в 2018-м году, является ненужным и контрпродуктивным. Соединенные Штаты или их союзники не страдают и не находятся в невыгодном положении из-за того, что данные о ядерных запасах находятся в открытом доступе. Действительно, как представляется, нет никакого рационального фактора в области национальной безопасности, который оправдывал бы решение о восстановлении секретности по ядерным запасам. Решение «хлопнуть дверью» и снова засекретить данные об арсенале ядерных боеприпасов идет вразрез с почти десятилетней американской политикой транспарентности в области ядерного оружия, а, фактически, даже более продолжительной, если включить инициативы по транспарентности запасов в конце 1990-х годов, и помещает Соединенные Штаты в ту же «обойму» стран, что и сверхсекретные ядерные вооруженные государства, некоторые из которых являются противниками США.
Это решение также ставит Соединенные Штаты в еще более невыгодное положение в рамках подготовки конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в следующем году, на которой администрация не сможет доложить о прогрессе в выполнении своих обязательств по Статье VI. Вместо этого, это решение, а также решения выйти из Договора о РСМД, начать производство нового ядерного оружия и отсутствие переговоров по контролю над ядерными вооружениями, без необходимости открывают Соединенные Штаты для критики со стороны других участников ДНЯО – договора, который Соединенные Штаты должны защищать и укреплять с тем, чтобы ограничить ядерное распространение среди стран-изгоев, также ставят союзников США, таких как Великобритания и Франция, в неловкое положение, когда им приходится пересматривать свою политику ядерной транспарентности, или быть замеченными в том, что они не синхронизировали свои действия со своим крупнейшим военным союзником во время усиления военной конфронтации Восток-Запад.
С этим решением администрация Трампа отказывается от любого давления на другие ядерные государства с тем, чтобы они стали более прозрачными относительно размера их запасов ядерного оружия. Это любопытно, поскольку администрация Трампа неоднократно жаловалась на секретность в российских и китайских арсеналах. Вместо этого, теперь она, похоже, подтверждает необходимость их секретности. Это решение, несомненно, породит подозрения и наихудшие умонастроения в странах, соперничающих с США Россия теперь, вероятно, будет утверждать, что Соединенные Штаты не только скрыли конверсию ядерных пусковых установок в соответствии с новым договором о СНВ, но и решили сохранить в тайне количество ядерных боеголовок, которыми они располагают. Наконец, это решение также затрудняет разработку новых соглашений о контроле над вооружениями с Россией и Китаем в целях сокращения их ядерных арсеналов. В конце концов, если Соединенные Штаты не желают поддерживать транспарентность своих запасов, зачем им раскрывать свои? Пока неясно, почему было принято решение не раскрывать данные о запасах в 2018-м году. Существует несколько возможных вариантов:
– хаос и некомпетентность в администрации Трампа позволили сторонникам жесткой линии и фанатикам секретности отменить политику, с которой они не согласны;
– в «Обзоре ядерного потенциала» приведены факты о конкуренции великих держав с инстинктами холодной войны, нацеленных на увеличение зависимости от ядерного оружия, ликвидацию договоров о контроле над вооружениями, увеличении секретности, которые, как утверждают некоторые аналитики, успокаивают противников;
– все происходит из-за мышления администрации Трампа, противостоящей всему, что-либо, созданному президентом Обамой;
– Соединенные Штаты начали тайно увеличивать свои ядерные запасы? (хотя ученые так не думают; по их оценкам американский ядерный арсенал продолжал сокращаться до уровня или чуть ниже 3800 боеголовок).
Ответ может быть таким же простым, как «потому что это возможно», без каких-либо возражений со стороны Белого дома. Какова бы ни была причина, решение о восстановлении секретности запасов ограничивает поразительную и быструю трансформацию ядерной политики США. В течение немногим более, чем двух лет Соединенные Штаты под хаотичной и катастрофической политикой администрации Трампа перешли от поощрения ядерной транспарентности, контроля над вооружениями и ядерного ограничения к повышению ядерной секретности, отказу от соглашений о контроле над вооружениями, производству нового ядерного оружия и увеличению зависимости от такого оружия во имя конкуренции великих держав.
Это исторический поворот политики по любым стандартам требует максимальных усилий со стороны Конгресса и кандидатов на президентских выборах 2020-го года с тем, чтобы повернуть вспять процесс, когда Соединенные Штаты, по существу, становятся ядерной страной-изгоем, но повернуть ядерную державу к более конструктивной политике в области ядерного оружия.