Вот уже 20 лет в нашей системе мы используем технику, которая называется «Секторная защита». Как и всё в нашей системе, она динамично развивалась многие годы, соединяя различные аспекты подготовки: успешно работая в рамках самообороны без оружия, великолепно встраиваясь в работу с оружием и адаптируясь под спортивные единоборства.
Элементы секторной защиты можно увидеть в ближнем бою с оружием (включая огнестрельное) и в любых внешних условиях от боксерского ринга до лестницы и коридора.
Сегодня начнем знакомить максимально полно с нашим «ноу-хау», которое оказалось эффективным, жизнеспособным и простым в освоении!
История «придумки» секторной защиты уходит в 1998-2000 года, когда «старая школа бокса» легла бальзамом на меня (Воюшина Константина), но будучи «рукопашником», любителем махать ногами и активным исследователем прикладухи (свиня грязь найдет и там подерется), я понял, что «двойная локтевая» не решала всех задач самозащиты, хотя была ой как любима. Поэтому работа над собой, причем в прямом смысле слова, через «озвездюливание» головы и тушки продолжалась несколько лет.
Задачи защиты, которую позже назвали секторной, были следующие:
- Она должна работать в пассивном состоянии, в условиях неготовности человека к нападению - не знающего количество и виды ударов, а также куда будут бить, - и при этом сохранять его устойчивость и баланс.
- Техника защиты обязана была решать вопрос перехода с дистанции на дистанцию, входа в противника, перехода в клинч и в борьбу – без пауз.
- Защита должна быть защитно-атакующей, т.е. в процессе ее выполнения боец переходит в контратаку и реализует атакующие действия без пауз.
- Выполнение технических элементов обязано пресекать борьбу, останавливать противника в клинче, лишать его баланса и устойчивости.
- Основная задача – качественное перекрытие уязвимых зон от серий ударов с разных сторон и выживание на первых секундах нападения (как одиночного, так и группового) для того, чтобы убежать или вооружиться.
- Создание паузы применениям данной защиты для выбора дальнейших действий, а при наличии оружия - чтобы вооружиться.
С такими задачами в 1998 году начались эксперименты с боксерской техникой двойной локтевой защиты, были усердные попытки подогнать её под рукопашный бой, а далее уже создать то, что могло бы быть универсальным элементом для ведения рукопашного боя.
Но, всегда есть это «но»…
Отталкиваясь от личных экспериментов над своим здоровьем, где тебя бьют парни с отличным уровнем бокса, потом гоняют братья-рукопашники и валяют борбуны, а затем ты с такими же ударенными людьми месишь снег и грязь, толкаешься на бетоне и летаешь по лестнице от толчков, а следом выживаешь от двух-трех товарищей в коридоре, – так вот после всего этого приходит озарение, болючее, с предательским голоском: "Да все это хрень, брось", но ты из-за личного идиотизма не бросаешь и идешь вперед.
Все так и было. Благодаря экспериментам над собой родилась стройная система, которую можно выдать сегодня лаконично и точно. Для начала надо было решить, что делать с защитой от серий ударов, ведь увидеть из 3 ударов все 3 удара может только волшебник. В нашей же реальности ты не видишь ударов, а только угадываешь направления, откуда они идут, и относительно себя представляешь секторы, которые надо перекрыть, чтобы не получить больно.
Это сформировало такое понятие, как защита секторов (которых у нас четыре), и дало название: «секторная защита».
Мы защищаемся путем перекрытия сектора, что позволило сосредоточится на иных важных параметрах, без которых любая защита - это не защита, а попытка повиснуть на агрессоре.
Устойчивость, сохранение баланса и позиции в условиях взаимодействия с конечностями противника, принимая удары на секторную защиту – это важнейший пункт самозащиты.
Не соблюдая перечисленное, ни один даже самый подготовленный боец не сможет ни ударить в ответ, ни сменить дистанцию. По сути, ничего не сможет, пока он лишен баланса. Сначала он восстановит его, и только потом будет что-то предпринимать.
Причем восстановление баланса не идет в рамках осознанности. Его берет на себя наш мозг, притормаживая любые иные действия, пока тело не будет в устойчивости.
Именно этот постулат стал основой системы S.P.A.S. – стратегической задачей техники, где лишение баланса противника и сохранение своей устойчивости являются первым пунктом выполнения любой техники S.P.A.S.
Вот тут и начались сложности.
Двойная локтевая хорошо работает в статике у здоровых и физически крепких парней под 100 кг, а когда в тебе 74-75 кг, нужен иной подход.
Пришлось уйти от пассивного прижимания локтей и изменить ряд технических элементов, которые затем удалось сократить из-за их нежизнеспособности в рамках рукопашного боя и оставить только универсально работающие элементы.
Изменения решили вопрос быстрого перехода от защиты к атаке. Двойная локтевая не позволяла этого делать, кроме того, из-за потери устойчивости не удавалось в полной мере качественно и надежно выполнить все задуманное, особенно когда ты уже принял первую серию ударов. При этом самому атаковать из пассивного состояния было трудно и порой даже не удавалось добежать до противника, особенно против боксеров, что мобильны на ногах.
Конечно, вопрос с перекрытием и убеганием решился, стало возможным принять удары на защиту и отойти, но этого было мало и это не закрывало оставшиеся вопросы…
…И вот отгребая очередной раз от Сергея, - КМС по боксу, друга и товарища, - в момент, когда, делая шаг к нему после защиты от его троечки ударов, я чуть не заплакал от бессилия. Гудение в голове и понимание, что быстрого на ногах ударника не догнать, просто ставили крест на секторной защите, о динамике можно было забыть, работало только перекрытие.
Как получилось, уже не помню, но мы очередной раз встали в пару, я снял перчатки и на серию ударов – шагнул вперед, изображая что-то типа первого локтя (элемент секторной защиты), да так, что Сергей попал одним ударом в локоть (благо на руках боксерские перчатки), что принесло ему дискомфорт, т.к. встречный удар болезненный, а второй удар прошел впритирку с головой. Но самый яркий момент наступил дальше. Будучи быстрым, безумно быстрым, он напоролся грудью на локоть, а так как я делал шаг вперед, да еще сгруппированным, т.е. четко мотивированным на сближение, то удар не только остановил его движение, но и прервал третье действие, и он, запнувшись, пропустил все три оплеухи, которые я обозначил.
С этого момента и пришло озарение, что секторная защита не должна «стоять», она не двойная локтевая и её цель - двигаться на противника или от него.
Дальнейшая работа и эксперименты в динамике привели к тому, что, уже будучи офицером, приехал к товарищам и постоял со всеми мастерами клуба, накатывая вставки в руки, сближение и подхваты после секторной защиты, переходы на контратаки и многие иное. Благодаря таким отпускам удалось решить проблему защиты от маневренного противника и выйти на тактический простор, который позволил менять дистанции в любой момент времени, переходить на сближение, входить в первый или во второй удар, когда противник бьет серию.
Само собой, дорога экспериментов изобиловала и курьезами, и неверием. Так за время становления секторной защиты, да и уже чуть позже, было сломано порядка 3-4 рук в перчатках — как правило, у парней за 90 кг, которые не сразу заметили отличия пассивной защиты от активной секторной защиты.
Представьте, что в момент удара ваш кулак летит вперед, и он еще не вышел на дистанцию поражения, а его встречает локоть или предплечье, да еще соединенные с телом, которое сгруппировано и находится в движении вперед. Ваша рука встречается с весом тела и с жесткой поверхностью локтя в процессе разгона, а если еще точки вложения удара и «вшагивания» оказывается в одном месте, то побеждает совсем не рука.
А уж когда сняли перчатки и работали на голый кулак (такие игрища мы тоже устраивали), то преимущество секторной защиты было неоспоримо.
Но, наверное, главное достижение, что обучить удавалось неопытных людей, поставив у них на рефлексе испуга перекрытие «секторкой», что дало великолепные результаты, проверенные и в зале, и на улице, особенно когда кого-то пытались безнаказанно ударить.
Развитие защиты пересеклось с классикой пресечения борьбы, великолепно показав себя в ближнем бою, в клинче, в условиях отсутствия маневра зимой или на лестнице, в коридоре. А когда ввели техники перехода «сложение» и «разложение», то защита стала универсальной и решающей все описанные задачи.
ИТАК!
Секторная защита – это не вставка локтей а-ля филиппинский бокс, это не сценический метод «Кейси», это и не двойная локтевая из бокса. Нам удалось создать то, что объективно работает как пассивная и активная защита, а также позволяет переходить на контратаку и входить в противника на единой динамике действий без пауз. А так как наша задача состоит в том, чтобы все работало на практике, мы без малого два десятилетия и шлифуем то, что зовется секторной защитой, дополняя это работой с оружием, подручными средствами, но следуя параметрам качества и надежности.
Самым ярким плюсом нашей секторной защиты является ее результативность при групповом нападении. На первый взгляд все просто, никаких сложностей, перекрытия и все, а на деле - многоуровневая защита и комплексный параметр прикладного рукопашного боя S.P.A.S.
Боксер защищается в ширину плеч, мы в рамках 180 градусов работаем результативно.
Секторная защита S.P.A.S. состоит из:
• Пассивной защиты от ударов - перекрытие и уход.
• Активного комплекса защитно-атакующих действий.
• Динамичной защиты, включающей техники сближения и входа в противника, пресечения борьбы, ведения боя в клинче и борьбе.
• Арсенала защит как пустой рукой, так и подручным оружием в единой схеме работы.
• Техники, позволяющей создавать условия для извлечения и применения оружия, вести ближний бой с оружием.
И т.д.
Другими словами, это комплексный и универсальный элемент системы S.P.A.S. для ближнего боя как без оружия, так и с оружием, в том числе травматическим и огнестрельным.
Следующая статья будет посвящена «Пассивной секторной защите», где мы разберем элементы и задачи, способы реализации и ситуационные действия!
Если Вам понравилось — подписывайтесь в нашу группу и следите за новостями!
Наш канал статей на Дзен …
Автор, руководитель Клуба S.P.A.S. — Воюшин Константин