Готов получить помидорами за такой заголовок статьи. Да, кто-то скажет, что «Диалогу» Кима Брейтбурга до великих британских «прогрессоров» YES, как до Казани пешком. Но я все равно люблю эти смелые попытки возделывания отечественной культурной почвы на забугорный манер. А еще когда в качестве субстрата берется прекрасная поэзия, то результат получается мощным и убедительным. Так, на мой взгляд, вышло и с рок-сюитой «Однажды завтра».
«Эти горстки печатного текста высыпал я из себя»
Литературной основой этой концептуальной программы 1986 года стала книга стихов Семена Кирсанова «Однажды завтра», одна из последних книг поэта. Кирсанов − футурист в начале своего пути, младший коллега Маяковского, фронтовик, много писал рифмованной прозой. До «Однажды завтра» Брейтбург сотоварищи уже брались за его поэзию в концертной программе «Под одним небом».
Поздние стихи Кирсанова − это, конечно, не футуризм, но и они достаточно сложны для переложения на музыку. Привычного поп-формата «куплет-припев» из них не получится. Зато концептуальности хоть отбавляй. Сами поэтические строки предваряет история о том, как автор нашел на развалах выпотрошенную книгу с обложкой и оглавлением, и ему пришлось самому написать-«вспомнить» все стихотворения. Стихи не то, чтобы связаны между собой по смыслу, но соединены общим настроением размышлений если не о прошедшей, то о проходящей жизни (поэту тогда было 58 лет). Это некий поэтический обзор жизни и при этом констатация продолжающегося поиска себя и своего места в мире. О своих впечатлениях напишу чуть позже. Замечу только, что музыка «Диалога» отлично «обрамила» стихи Кирсанова.
Рок-сюита «Однажды завтра» целиком. Концертная запись, другой не имеем:
Здесь можно послушать отдельные композиции
О вступлении
1986 год − начало перестройки в СССР, и вступительная речь в исполнении, видимо, самого Брейтбурга к единственной концертной записи сюиты звучит, как и многое в те времена, достаточно трогательно. Посмотрите, например, записи тех лет передачи «Музыкальный ринг», как разговаривают люди, как задают вопросы, как комментируют музыку. Я, родившийся в 1982 году, как-то еще могу прочувствовать и понять те настроения. Как советская сдержанность, интеллигентность, официальный язык публичных мероприятий осваивают новые горизонты, говорят о новых темах, о которых постепенно становится можно говорить. Это как минимум интересно. Сейчас, как говорится, таких людей уже не делают, но при этом они еще не кажутся нам совсем инопланетянами, как советская молодежь 50-60х годов.
О стиле сюиты
Рок-оперой называть «Однажды завтра» я бы не стал. Все таки это не тот размах, нет актеров, нет многоголосий, нет оркестрового размаха. Определение сюиты вполне подходит: «музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых единством замысла».
Что касается музыки, то сам жанр рок-сюиты предполагает разнообразие стилей. Здесь звучит много синтезаторов с искусственными звуками, но они не поглощают тотально все пространство. Есть и гитара, и живые ударные, а не только драм-машинка. Есть запоминающиеся мелодии. Композиция достаточно плотная. Есть инструментальные «запилы», но они не длятся бесконечно долго, а вовремя сменяются вокалом, и звучит самое главное − поэзия. Арт-рок сменяется реггей-мотивами, акустика − практически хеви-металлом.
По поводу вокала можно сказать, что у Кима Брейтбурга, конечно, своеобразный, но мне нравится. Достаточно высокий, резковатый, очень точный и отлично интонирующий.
Небольшая историческая справка о работе над сюитой:
Вплоть до 1985 года выступления группы чётко делились на две части: первую - серьёзную и вторую - развлекательную. В какой-то момент Ким Брейтбург с друзьями решают, что публика уже готова воспринимать только их крупные композиции и следующая работа "Однажды завтра" на стихи Семёна Кирсанова была построена именно по этому принципу. "Не хочу зависеть от шлягеров. От хитов." - пишет потом Ким Брейтбург, - "Скверное это дело - поддерживать популярность только за счёт создания новых однодневок. Мы решили, что новая концертная программа может обойтись без лёгких песен второго отделения." ДИАЛОГ напряжённо репетирует. Три месяца группа готовит музыку, новую сцену, свет, костюмы. Музыка сложная, ну а о стихах и говорить нечего. Это настоящая многослойная поэзия. Шестнадцать номеров - все разные по стилю и аранжировке. Большие инструментальные проигрыши. Именно здесь в световом оформлении появляется особая камера, "чёрная шкатулка", где при специальном освещении можно было светиться, как призрак, и даже летать.
Наконец, объявлены 10 концертов в большом зале филармонии. На приём программы в Кемерово приезжает комиссия из Москвы. После концерта комиссия сидит в глубокой задумчивости. Ничего подобного они не ожидали ни увидеть, ни услышать. Члены комиссии в полной растерянности. В итоге и публика новую концертную программу не поняла. Терпеливо выслушав первое отделение, во втором люди ждали шлягер. А шлягера не было! Были "чудеса", были музыка и стихи - но не шлягер. Для группы такое неприятие и непонимание публикой явилось настоящим ударом.
Цитата: fremus.narod.ru
«Я нашелся однажды завтра!»
Лирика Кирсанова − сложна и проста одновременно, похожа на поток мыслей, но на поток опытного мыслителя, который хитро и многомерно выстраивает свой языковой мир. После прослушивания альбома уже сложно воспринимать стихи в отрыве от музыки «Диалога», настолько гармонично они сплелись.
Основные темы стихов Кирсанова − подведение итогов жизни и осознание единства себя и мира, прежде всего, человека и природы, которое, наверное, ко многим приходит с возрастом. И при этом понимание ценности человеческого сознания и познания мира.
Кульминацией сюиты становится пьеса «Будущему «я» с хоровым объединяющим: «Мы все из круга жизни, друг друга эхо». И вообще почти все стихи, да и вся сюита пронизаны любовью к жизни не смотря ни на что, желанием жить, созидательным пафосом. Есть даже антивоенные ноты: «Думай − жизнь не так велика, ее так легко разбомбить наобум».
Все стихи из книги «Однажды завтра», которые, как мне кажется, почти дословно перетекли в сюиту, можно найти здесь, правда, с кучей опечаток.
Итого
Как мне видится, «Однажды завтра» − это очень качественный и мощный музыкальный материал, который сегодня мало кому известен. Очень жаль, если такая кропотливая и интересная работа канет в лету. Поэтому буду рад, если кому-то он «зайдет» и захватит так же, как и меня. Как пишет Кирсанов и повторяет за ним «Диалог» в конце сюиты:
«Мы ничего не солгали, это главное. Главное − создано нечто потерянное и теперь оно есть... Нужно только помнить, что мы не одни, что были они. Что в одних мы кончаемся, а в других − начинаемся снова. И последнее слово: нельзя, чтобы кто-нибудь умер совсем»
В концертной программе принимали участие:
Ким Брейтбург – вокал, клавишные
Сергей Васильченко – клавишные, бэк-вокал, вокал («Нет так нет»)
Евгений Рязанов – клавишные, programing sequencers & dm rx5, бэк-вокал
Виктор Литвиненко – гитара, бэк-вокал
Виктор Радиевский – бас-гитара, бэк-вокал, вокал («Я жив»)
Анатолий Дейнега – барабаны, бэк-вокал
Если вам понравился материал, подпишитесь на наш канал, чтобы получать обновления в ленту.
Еще по теме:
«Рок-ателье»: звездный пост-виа
Питерские романтики: группа «Мануфактура»