1958 год. Межрасовые браки в штате Вирджиния запрещены...
- Я беременна.
- Хорошо.
Вот эта вот чистосердечная простота главных героев, с которой нас сразу же с порога знакомят в диалоге прекрасной первой сцены фильма Джеффа Николса, и делает из биографической/исторической драмы трогательное кино о громкой победе тихих людей над абсурдным врагом - сегрегацией. Аполитичное в своем сердце кино с борьбой за гражданские права без супергероизма и с исключительно чутким пафосом, направленным на психологизм (эффекты от его социальных, традиционных подоплек, сексизма, токсичной маскулинности, бытового приспособленчества и других язв) - достижение, которое впрочем, кажется возможно сейчас только в США, ну и может во Франции, хотя там и уже с 60-х годов, это скорее всего не будет выглядеть достижением.
Важно отметить, что игровая адаптация, основанная на документальном фильме, в первую очередь волшебно работает именно потому, что это качественно художественно сделанное кино, а уже во вторую очередь исходя из манипулятивности истории о противостоянии с несправедливостью, что часто напрасно уже по умолчанию считается беспроигрышным аргументом. Очевидно, что режиссер и сценарист Джефф Николс, получивший как раз признание с минималистичной, но довольно художественно глубокой психологической драмой «Укрытие», это прекрасно понимал, поэтому в «Лавинг» удается избежать большую часть проблем внутренней пустоты, крайне типичных для американских биографических историй.
Например, одним из секретов успеха фильма становится разделение его на две довольно заметно отличающиеся половины. Так, первая половина вообще не вызывает мысли о том, что мы смотрим кино, которое расскажет об изменении Конституции США. Выдержанная в изящном темпе драма с мягко прописанными элементами социального хоррора просто-напросто захватывает и погружает в себя - в ней движешься, как по течению реки. Когда во второй половине, в которой действие происходит через несколько лет, главной героине предлагают написать письмо генеральному прокурору Бобби Кеннеди с просьбой рассмотреть их дело, то у нас уже есть успешная крепкая самостоятельная драматическая основа не из истории, а кинематографического суррогата жизненного опыта, после которого обязательства перед отстраняющими хрониками уже не будут превращать всё в унылый экранизационный пересказ. Более того, привлечение в уютный камерный сюжет внешних персонажей исполнено по сравнению с остальным содержанием очень легко, при этом с авторской находчивостью и метаюмором, чего только стоит феерическое эпизодическое появление фотографа из журнала LIFE в лице Майкла Шеннона - исполнителя главных ролей в двух других фильмах Джеффа Николса.
К сожалению, если даже оставить в стороне несколько не слишком удачных монтажно-сценарных решений в отдельных моментах и общую (терпимую) глазированность, то у фильма всё же вырисовывается один существенный недостаток. Здесь вполне себе получилось изображение Loving (это фамилия главных героев), но совершенно надуманной выглядит Love, вдобавок, видимо для укрощения каких-то зрительских потребностей в сладком, выведенная с заглавной буквой. Непонятно, насколько сильной была любовь реальных Лавингов, но очевидно, что самому фильму более умеренные дозы мелодраматической и едва ли не морализаторской нарочитости не помешали бы. «All love is created equal» - заявляет слоган, пытаясь покрасоваться? И ведь всё необходимое для того, чтобы этого не делать, есть: характеры двух главных героев содержательны, выразительны и исполнены Рут Неггой и Джоэлом Эдгертоном под 100%, если не больше, однако конкретно игра в любовь и семью оказывается деревянной. Проблема беззубости их как бы милых совместных сцен или сцен с детьми даже не хочется спихивать на недостаток какой-то весьма абстрактной химии, кажется, что винить в этом стоит скорее Джеффа Николса, и если припомнить другие его фильмы, то станет заметно, что при прочей психологичности именно любовь мужчины и женщины никогда не была его ходовой темой. Не получится вывести в оправдание здесь даже акцент на скромность и эмоциональную закрытость главных героев, что довольно уместно оказывается в сценах с иными персонажами или контекста «за закрытыми дверьми», но тут же художественно рассыпается в отсутствии логики в каждом следующем эпизоде, где «притворяющиеся» супруги оказываются вдвоем.