Найти в Дзене

Джим Коллинз : «Как гибнут великие» (Суть за 16 мин.)

Ос­новные идеи О чем вы уз­на­ете Из крат­ко­го со­дер­жа­ния этой кни­ги вы уз­на­ете:  1) Ка­кие ста­дии про­ходит ком­па­ния, ока­зав­ша­яся в кри­зис­ной си­ту­ации;  2) Как рас­познать приз­на­ки упад­ка на ран­них ста­ди­ях;  3) Как пре­одо­леть кри­зис и вер­нуть­ся к ус­той­чи­вому рос­ту. Джим Кол­линз го­ворит о биз­не­се по-на­уч­но­му об­сто­ятель­но, пре­пари­руя ис­то­рии взле­тов и па­дений и пы­та­ясь вы­вес­ти стро­гие фор­му­лы, поз­во­ля­ющие объ­яс­нить ус­пе­хи од­них ком­па­ний и не­уда­чи дру­гих. В сво­ей пре­дыду­щей кни­ге “От хо­роше­го к ве­лико­му” он объ­яс­нил на при­мере из­вес­тных кор­по­раций, как обес­пе­чить се­бе ли­дерс­тво на рын­ке. В но­вой ра­боте, на­писан­ной спус­тя поч­ти де­сяти­летие, Кол­линз прос­ле­жива­ет судь­бы нес­коль­ких ком­па­ний и об­на­ружи­ва­ет, что не­кото­рые из них, дос­тигнув ве­личия, уди­витель­но быс­тро сош­ли со сце­ны. За­дава­ясь воп­ро­сом о при­чинах упад­ка ком­па­ний, ав­тор кни­ги при­ходит к вы­воду, что
Оглавление

Ос­новные идеи

  • Су­щес­тву­ет мно­жес­тво при­чин, по ко­торым проц­ве­та­ющий биз­нес мо­жет прий­ти в упа­док. И все же про­цесс па­дения под­чи­ня­ет­ся оп­ре­делен­ным за­коно­мер­ностям.
  • Чем рань­ше ру­ководс­тво ком­па­нии за­метит приз­на­ки над­ви­га­ющей­ся ка­тас­тро­фы, тем боль­ше у не­го бу­дет воз­можнос­тей ис­пра­вить си­ту­ацию.
  • В про­цес­се кри­зиса ком­па­ния про­ходит пять ос­новных ста­дий, пос­ле­дова­тель­но приб­ли­жа­ющих ее к ка­тас­тро­фе.
  • На пер­вой ста­дии – “вы­соко­мерия, по­рож­денно­го ус­пе­хом”, – ли­деры ком­па­нии на­чина­ют ве­рить в свою не­пог­ре­шимость.
  • На ста­дии “не­кон­тро­лиру­емо­го стрем­ле­ния к боль­ше­му” ком­па­ния раз­ра­баты­ва­ет гран­ди­оз­ные, отор­ванные от ре­аль­нос­ти пла­ны рос­та.
  • На этой ста­дии ру­ководс­тво не­ред­ко ув­ле­ка­ет­ся по­боч­ны­ми про­ек­та­ми, су­лящи­ми гран­ди­оз­ные при­были, и пре­неб­ре­га­ет ос­новным биз­не­сом.
  • На треть­ей ста­дии – ста­дии “от­ри­цания рис­ка и опас­ности” – ру­ково­дите­ли от­ка­зыва­ют­ся смот­реть в ли­цо ре­аль­нос­ти и ищут при­чины не­удач вов­не.
  • На чет­вертой ста­дии ру­ководс­тво гиб­ну­щей ком­па­нии пы­та­ет­ся су­дорож­но най­ти па­нацею – но­вую стра­тегию, чу­до-ме­нед­же­ра или ин­но­ваци­он­ный про­дукт.
  • На пя­той ста­дии кри­зиса на­чина­ет­ся фи­нан­со­вый кол­лапс, и ком­па­ния идет ко дну.
  • Да­же на поз­дних ста­ди­ях кри­зиса ком­па­ния мо­жет пре­одо­леть его бла­года­ря силь­но­му ру­ково­дите­лю, ре­алис­тичной стра­тегии, сов­мес­тным уси­ли­ям кол­лекти­ва.

О чем вы уз­на­ете

Из крат­ко­го со­дер­жа­ния этой кни­ги вы уз­на­ете: 

1) Ка­кие ста­дии про­ходит ком­па­ния, ока­зав­ша­яся в кри­зис­ной си­ту­ации;

 2) Как рас­познать приз­на­ки упад­ка на ран­них ста­ди­ях; 

3) Как пре­одо­леть кри­зис и вер­нуть­ся к ус­той­чи­вому рос­ту.

Джим Кол­линз го­ворит о биз­не­се по-на­уч­но­му об­сто­ятель­но, пре­пари­руя ис­то­рии взле­тов и па­дений и пы­та­ясь вы­вес­ти стро­гие фор­му­лы, поз­во­ля­ющие объ­яс­нить ус­пе­хи од­них ком­па­ний и не­уда­чи дру­гих. В сво­ей пре­дыду­щей кни­ге “От хо­роше­го к ве­лико­му” он объ­яс­нил на при­мере из­вес­тных кор­по­раций, как обес­пе­чить се­бе ли­дерс­тво на рын­ке. В но­вой ра­боте, на­писан­ной спус­тя поч­ти де­сяти­летие, Кол­линз прос­ле­жива­ет судь­бы нес­коль­ких ком­па­ний и об­на­ружи­ва­ет, что не­кото­рые из них, дос­тигнув ве­личия, уди­витель­но быс­тро сош­ли со сце­ны. За­дава­ясь воп­ро­сом о при­чинах упад­ка ком­па­ний, ав­тор кни­ги при­ходит к вы­воду, что ма­ховик кри­зиса, как и спи­раль ус­пе­ха, рас­кру­чива­ет­ся по сво­им за­конам, зна­ние ко­торых по­может ру­ководс­тву не толь­ко вов­ре­мя рас­познать уг­ро­зу, но и пре­дот­вра­тить ка­тас­тро­фу. Во вто­рой час­ти кни­ги пред­став­ле­ны кри­терии от­бо­ра ком­па­ний для ис­сле­дова­ния и ана­лиз при­меров, ил­люс­три­ру­ющих кон­цепцию ав­то­ра.

При­чины взле­тов и па­дений

По­чему ком­па­нии ста­новят­ся ве­лики­ми? Силь­ный ли­дер, пра­виль­ная стра­тегия раз­ви­тия, ув­ле­чен­ные сот­рудни­ки и уме­лое ис­поль­зо­вание силь­ных сто­рон – все это мо­жет воз­вести ни­кому не из­вес­тную фир­му к вер­ши­нам спис­ка Forbes. Од­на­ко ока­зыва­ет­ся, что и об­ратный путь, от ве­личия к упад­ку, мож­но опи­сать чет­кой фор­му­лой. Прав­да, вы­вес­ти ее го­раз­до слож­нее: ведь при­чин кра­ха проц­ве­та­ющих ком­па­ний – ог­ромное мно­жес­тво. Наб­лю­дая за дос­ти­жени­ями той или иной кор­по­рации, по­рой не­воз­можно по­верить, что прой­дет па­ра лет – и ее объ­явят бан­кро­том. Кто мог пред­ска­зать, что Fannie Mae, ко­торую еще в 2007 го­ду счи­тали воп­ло­щени­ем аме­рикан­ской меч­ты и од­ним из стол­пов эко­номи­ки, все­го год спус­тя пе­режи­вет один из са­мых впе­чат­ля­ющих фи­нан­со­вых кра­хов в ис­то­рии биз­не­са?

Су­щес­тву­ют об­щие приз­на­ки, сви­детель­ству­ющие об упад­ке ком­па­нии и о гро­зящих ей опас­ностях. Чем рань­ше ли­дер рас­позна­ет при­меты над­ви­га­ющей­ся ка­тас­тро­фы и нач­нет борь­бу с ни­ми, тем боль­ше шан­сов, что ком­па­ния пе­режи­вет тя­желые вре­мена, све­дет к ми­ниму­му по­тери и вновь под­ни­мет­ся к вер­ши­нам ус­пе­ха. Ра­зуме­ет­ся, бы­ва­ют и неп­редви­ден­ные об­сто­ятель­ства – кор­по­ратив­ное мо­шен­ни­чес­тво, фа­таль­ное не­везе­ние и про­чие.

Но ча­ще все­го па­дение в про­пасть про­ис­хо­дит пос­ле­дова­тель­но, в сле­ду­ющие пять ста­дий:

1) “вы­соко­мерие, по­рож­денное ус­пе­хом”;

2) “не­кон­тро­лиру­емое стрем­ле­ние к боль­ше­му”;

3) “от­ри­цание рис­ка и опас­ности”;

4) “по­пыт­ки спас­тись”;

5) “ка­питу­ляция пе­ред кри­зисом или ги­белью”.

Ко­неч­но, про­хож­де­ние этих ста­дий не всег­да оче­вид­но: час­то ука­зан­ные про­цес­сы про­ис­хо­дят не­замет­но или вов­се ми­ну­ют­ся, осо­бен­но ес­ли па­дение про­ис­хо­дит стре­митель­но. Иног­да от пер­вой до пя­той ста­дии упад­ка про­ходят де­сяти­летия – как в слу­чае с кор­по­раци­ей Zenith, ко­торая обан­кро­тилась спус­тя 30 лет пос­ле по­яв­ле­ния пер­вых приз­на­ков заг­ни­вания. А вот ком­па­ния Rubbermaid прош­ла путь от вер­ши­ны до ги­бели за пя­тилет­ку. Од­на­ко вни­матель­ный ру­ково­дитель всег­да мо­жет за­метить приз­на­ки над­ви­га­юще­гося кри­зиса и при­нять ме­ры во из­бе­жание ка­тас­тро­фы.

“Ста­дия 1: Вы­соко­мерие, по­рож­денное ус­пе­хом”

На пер­вой ста­дии упад­ка ком­па­ния, ли­диру­ющая в той или иной сфе­ре биз­не­са, ста­новит­ся слиш­ком са­мо­уве­рен­ной. Она на­чина­ет счи­тать се­бя ве­ликой и не спо­соб­ной на ошиб­ки, а свой путь – единс­твен­но пра­виль­ным, от­ка­зыва­ясь приз­на­вать роль слу­чая. Яр­кий при­мер – Fannie Mae, вне­зап­ное па­дение ко­торой в хо­де кри­зиса 2008 го­да на са­мом де­ле на­чалось еще на за­ре 2000-х. Имен­но тог­да ру­ководс­тво этой ком­па­нии по­вери­ло в свою осо­бую роль в воп­ло­щении аме­рикан­ской меч­ты и за­мах­ну­лось на не­воз­можные тем­пы рос­та. Не­разум­ная стра­тегия, ос­но­ван­ная на са­мо­уве­рен­ности, за­ложи­ла бом­бу за­мед­ленно­го дей­ствия, столь раз­ру­шитель­но пов­ли­яв­шую на даль­ней­шую судь­бу Fannie Mae. Дру­гой при­мер гу­битель­но­го вы­соко­мерия, по­рож­денно­го ус­пе­хом, да­ет ком­па­ния Motorola, мно­го лет быв­шая ли­дером рын­ка вы­соко­тех­но­логич­ных то­варов. Про­иг­но­риро­вав стре­митель­ное раз­ви­тие циф­ро­вых тех­но­логий, Motorola по­теря­ла ве­дущее по­ложе­ние на рын­ке. Еще один при­мер – Circuit City, не­ког­да по­ис­ти­не ве­ликая ком­па­ния, чьи ли­деры, уве­ровав в свою не­пог­ре­шимость, все боль­ше ухо­дили в сто­рону от ос­новно­го нап­равле­ния де­ятель­нос­ти, тра­тя вре­мя и си­лы на до­пол­ни­тель­ные про­ек­ты, су­лив­шие боль­шие пер­спек­ти­вы. В ре­зуль­та­те Circuit City ста­ла бан­кро­том.

Па­дение Circuit City, вла­дев­шей вто­рой по ве­личи­не сетью ги­пер­марке­тов элек­тро­ники в США, – ти­пич­ный при­мер са­мона­де­ян­ности и пре­неб­ре­жения важ­ней­ши­ми фак­то­рами ус­пе­ха. Час­то бы­ва­ет, что ком­па­ния, на­ладив ос­новной биз­нес, ув­ле­ка­ет­ся но­выми нап­равле­ни­ями, пре­неб­ре­гая глав­ным, ко­торое тем вре­менем при­ходит в упа­док. Впро­чем, вер­но и об­ратное: ком­па­ния Zenith по­тер­пе­ла крах по­тому, что слиш­ком дол­го сох­ра­няла при­вер­женность сво­ему ос­новно­му биз­не­су, ока­зав­ше­муся не­кон­ку­рен­тоспо­соб­ным. Что­бы ос­та­вать­ся на вер­ши­не, ли­деры дол­жны по­нимать, что их ту­да при­вело, адек­ватно оце­нивать ос­новные фак­то­ры ус­пе­ха сво­ей фир­мы и сох­ра­нять им при­вер­женность. Не­до­оце­нивая свои си­лы, нель­зя стать ли­дером, од­на­ко еще опас­нее пе­ре­оце­нить се­бя. Что­бы не до­пус­тить ком­па­нию до пер­вой ста­дии упад­ка, ли­деры дол­жны пос­то­ян­но раз­ви­вать­ся и со­вер­шенс­тво­вать­ся, учить­ся на чу­жом опы­те и по­ощ­рять к это­му дру­гих чле­нов сво­ей ко­ман­ды.

Вот приз­на­ки пер­вой ста­дии упад­ка:

1) вос­при­ятие ус­пе­ха как дан­ности, не тре­бу­ющей при­ложе­ния уси­лий;

2) пре­неб­ре­жение ос­новным биз­не­сом в поль­зу но­вых про­ек­тов, су­лящих быс­трый и впе­чат­ля­ющий ус­пех;

3) раз­гла­голь­ство­вания о собс­твен­ном ус­пе­хе вмес­то по­нима­ния его при­чин;

4) от­каз от ори­ен­та­ции на обу­чение;

5) не­до­оцен­ка ро­ли ве­зения.

“Ста­дия 2: Не­кон­тро­лиру­емое стрем­ле­ние к боль­ше­му”

Вто­рая ста­дия упад­ка ста­новит­ся пря­мым следс­тви­ем пер­вой. Счи­тая се­бя не­пог­ре­шимой, ком­па­ния на­чина­ет же­лать боль­ше­го: боль­ше­го мас­шта­ба, боль­ших тем­пов рос­та. Ру­ково­дите­ли, ока­зав­шись в пле­ну собс­твен­но­го вы­соко­мерия, де­ла­ют гром­кие за­яв­ле­ния и пе­ре­оце­нива­ют свои си­лы. Яр­кий при­мер – ком­па­ния Ames, ког­да-то кон­ку­риро­вав­шая с Wal-Mart за зва­ние круп­ней­шей ми­ровой се­ти роз­ничной тор­говли. В 1988 го­ду Ames при­об­ре­ла сеть уни­вер­ма­гов Zayre и объ­яви­ла о пла­нах уд­во­ить мас­шта­бы де­ятель­нос­ти в те­чение го­да. Но она не смог­ла ре­али­зовать эти пла­ны и вско­ре ста­ла бан­кро­том.

Ком­па­нии час­то гиб­нут, не рас­счи­тав сво­их сил. Rubbermaid, нап­ри­мер, пос­та­вила пе­ред со­бой цель каж­дый день вы­водить на ры­нок но­вый то­вар. Вы­пус­тив за три го­да поч­ти ты­сячу но­вых то­варов, она пе­рес­та­ла справ­лять­ся со сво­ими ос­новны­ми за­дача­ми, та­кими как сни­жение из­держек и сво­ев­ре­мен­ная пос­тавка за­казов, и ока­залась на краю про­пас­ти. Не­кон­тро­лиру­емый, ир­ра­ци­ональ­ный рост час­то идет во вред ком­па­нии. Но­вые нап­равле­ния де­ятель­нос­ти ли­бо ме­ша­ют раз­ви­тию ста­рых, ли­бо вов­се идут с ни­ми враз­рез, сво­дя на нет кон­ку­рен­тные пре­иму­щес­тва фир­мы. Так, ком­па­ния Addressograph, зная об уг­ро­зе со сто­роны кон­ку­рен­тов из Xerox, вло­жилась в при­об­ре­тение Charles Bruning Co. и за­пус­ти­ла но­вый про­ект Bruning 3000, пред­ска­зу­емо не­удач­ный.

Не­кон­тро­лиру­емый рост не­гатив­но вли­яет и на кад­ро­вый по­тен­ци­ал ком­па­нии. Из-за кад­ро­вого го­лода на клю­чевые пос­ты по­пада­ют не те сот­рудни­ки. Они не раз­де­ля­ют цен­ностей ком­па­нии, не ув­ле­чены ее про­дук­та­ми и иде­ями, ста­ра­ют­ся ми­ними­зиро­вать свою от­ветс­твен­ность. Что­бы кон­тро­лиро­вать их, ком­па­ния вво­дит все но­вые бю­рок­ра­тичес­кие про­цеду­ры, ос­лабля­ющие ее эф­фектив­ность. Так, по мне­нию од­но­го из быв­ших ру­ково­дите­лей Bank of America, имен­но то, что ком­па­ния не смог­ла удер­жать пер­спек­тивные мо­лодые кад­ры, ста­ло од­ной из при­чин ее упад­ка во вто­рой по­лови­не 1980-х. Кад­ро­вые проб­ле­мы на вто­рой ста­дии ох­ва­тыва­ют ком­па­нию свер­ху до­низу, ска­зыва­ясь и на пре­емс­твен­ности вер­ховной влас­ти: силь­ный ли­дер, дол­гие го­ды сто­яв­ший у ру­ля, не мо­жет ос­та­вить пос­ле се­бя дос­той­но­го пре­ем­ни­ка.

Итак, приз­на­ки вто­рой ста­дии упад­ка сле­ду­ющие: 1) не­обос­но­ван­ное стрем­ле­ние к рос­ту; 2) ир­ра­ци­ональ­ное рас­ши­рение нап­равле­ний де­ятель­нос­ти; 3) сни­жение до­ли “пра­виль­ных сот­рудни­ков” на клю­чевых по­зици­ях; 4) лег­кие день­ги и ос­лабле­ние кон­тро­ля из­держек; 5) бю­рок­ра­тия, под­ры­ва­ющая дис­ципли­ну; 6) проб­ле­мы с пре­емс­твен­ностью влас­ти; 7) ру­ково­дите­ли ста­вят лич­ные ин­те­ресы вы­ше ин­те­ресов ком­па­нии.

“Ста­дия 3: От­ри­цание рис­ка и опас­ности”

На этой ста­дии ру­ково­дите­ли ком­па­нии не­до­оце­нива­ют не­гатив­ную ин­форма­цию, пе­ре­оце­нива­ют по­зитив­ную, сом­ни­тель­ную вос­при­нима­ют со зна­ком “плюс”, а в не­уда­чах ви­нят внеш­ние фак­то­ры. Здесь уже наб­лю­да­ет­ся ку­муля­тив­ный эф­фект: проб­ле­мы, на­копив­ши­еся в хо­де пре­дыду­щих двух ста­дий, тя­нут за со­бой но­вые. При этом пе­реме­ны к худ­ше­му обыч­но мож­но за­метить лишь в по­каза­телях от­четнос­ти: не­гатив­ные из­ме­нения ва­ловой мар­жи, ко­эф­фи­ци­ен­та те­кущей лик­виднос­ти, со­от­но­шения собс­твен­ных и за­ем­ных средств, сни­жение ло­яль­нос­ти пот­ре­бите­лей. Ра­зуме­ет­ся, в обыч­ной си­ту­ации по­доб­ные тен­денции ста­новят­ся для ру­ководс­тва пред­ме­том прис­таль­но­го изу­чения и тре­бу­ют при­нятия кор­ректи­ру­ющих мер. Но на треть­ей ста­дии упад­ка ру­ководс­тво ком­па­ний, ос­леплен­ное ве­рой в свою не­пог­ре­шимость, иг­но­риру­ет эти гроз­ные приз­на­ки.

На треть­ей ста­дии, осо­бен­но бли­же к за­вер­ше­нию, тен­денция за­мал­чи­вать фак­ты про­низы­ва­ет все уров­ни фир­мы: сот­рудни­ки ста­ра­ют­ся обе­регать ру­ководс­тво от неп­ри­ят­ной ин­форма­ции а ли­деры во всех проб­ле­мах ви­нят об­сто­ятель­ства или дру­гих лю­дей. Так, в на­чале 1990-х один из сот­рудни­ков IBM пред­ста­вил ру­ководс­тву дан­ные, сви­детель­ству­ющие, что из-за из­ме­нения ры­ноч­ной си­ту­ации ком­па­нии гро­зит опас­ность. Од­на­ко ру­ководс­тво не при­няло во вни­мание этот док­лад, а его ав­то­ра под­вер­гло кри­тике. Тог­да ра­бот­ник, при­нес­ший неп­ри­ят­ные вес­ти, ушел из ком­па­нии, а IBM дей­стви­тель­но стол­кну­лась с по­лосой не­удач и смог­ла удер­жать­ся на рын­ке лишь по­тому, что но­вый ее пре­зидент Лу­ис Герс­тнер ре­шил­ся пос­мотреть в ли­цо фак­там и ре­ор­га­низо­вал биз­нес.

Впро­чем, ре­ор­га­низа­ция – не па­нацея. Иног­да она са­ма яв­ля­ет­ся приз­на­ком раз­ви­ва­юще­гося кри­зиса. При­мером мо­жет пос­лу­жить Scott Paper: ког­да ком­па­ния ут­ра­тила ли­дерс­тво на рын­ке бу­маж­ных то­варов, вмес­то то­го что­бы бо­роть­ся с кон­ку­рен­та­ми, она про­вела три ка­питаль­ных рес­трук­ту­риза­ции в те­чение че­тырех лет. По­доб­ная ха­отич­ная пе­рес­трой­ка лишь ме­ша­ет бо­роть­ся с над­ви­га­ющей­ся уг­ро­зой.

Приз­на­ки треть­ей ста­дии упад­ка та­ковы:

1) пе­ре­оцен­ка по­зитив­ных и не­до­оцен­ка не­гатив­ных дан­ных;

2) пос­та­нов­ка гран­ди­оз­ных, не­ре­али­зу­емых за­дач;

3) ре­шение пой­ти на серь­ез­ный риск, при­нятое на ос­но­вании не­од­нознач­ных дан­ных;

4) на­руше­ния в по­веде­нии ко­ман­ды;

5) по­иск ви­нова­тых;

6) одер­жи­мость про­цес­сом ре­ор­га­низа­ции;

7) “царс­твен­ная отс­тра­нен­ность” ру­ководс­тва.

“Ста­дия 4: По­пыт­ки спас­тись” Глав­ный сим­птом пред­послед­ней ста­дии упад­ка – ха­отич­ные ме­тания вмес­то ра­зум­но­го пос­ту­патель­но­го дви­жения к пос­тавлен­ной це­ли. Ру­ководс­тво ком­па­нии при­бега­ет к экс­тра­ваган­тным ме­рам по спа­сению биз­не­са: выд­ви­га­ет ха­риз­ма­тич­но­го ли­дера, пред­ла­га­ет ре­волю­ци­он­ные пла­ны, раз­ра­баты­ва­ет но­ватор­ские про­дук­ты. При­мером по­доб­ных ме­таний мо­жет пос­лу­жить ком­па­ния Hewlett Packard. Ког­да в 1990-х она ока­залась на гра­ни кри­зиса, ее ли­деры при­ложи­ли не­мало уси­лий, что­бы прив­лечь в ка­чес­тве но­вого ру­ково­дите­ля зна­мени­тую Кар­ли Фи­ори­ну из Lucent Technologies. Но­вая ру­ково­дитель­ни­ца час­то мель­ка­ла на стра­ницах де­ловой прес­сы, рек­ла­мируя свою мар­ке­тин­го­вую стра­тегию, объ­яви­ла о гря­дущей гран­ди­оз­ной пе­рес­трой­ке и о не­об­хо­димос­ти ин­но­ваций. Од­на­ко эта бур­ная де­ятель­ность так и не при­нес­ла ожи­да­емых ре­зуль­та­тов: рен­та­бель­ность про­даж то по­выша­лась, то па­дала. Со­вет ди­рек­то­ров вы­нуж­ден был уво­лить Фи­ори­ну.

По­доб­ные гром­кие, но без­ре­зуль­тат­ные ме­ры ха­рак­терны для чет­вертой ста­дии упад­ка. Ру­ководс­тво ком­па­ний, осоз­нав на­конец на­личие проб­лем, ко­торые мо­гут стать смер­тель­ны­ми для биз­не­са, час­то пус­ка­ет­ся на по­ис­ки чу­да: вол­шебных стра­тегий, пер­спек­тивных про­ек­тов, энер­гичных и ре­шитель­ных ли­деров. Прак­ти­чес­ки лю­бая ком­па­ния, пред­чувс­твуя крах, пы­та­ет­ся най­ти па­нацею: так, Circuit City на­кану­не сво­его па­дения сна­чала наз­на­чила на пост пре­зиден­та че­лове­ка, про­рабо­тав­ше­го в фир­ме все­го 18 ме­сяцев, а за­тем уво­лила три ты­сячи са­мых вы­соко­оп­ла­чива­емых (и, со­от­ветс­твен­но, опыт­ных) сот­рудни­ков. Бан­кротс­тво ста­ло за­коно­мер­ным ре­зуль­та­том та­кой по­лити­ки.

Приз­на­ки чет­вертой ста­дии упад­ка:

1) ме­тания в по­ис­ках па­нацеи;

2) по­ис­ки спа­сите­ля;

3) па­ника и спеш­ка;

4) ра­дикаль­ные из­ме­нения;

5) рек­ла­ма, опе­режа­ющая ре­зуль­та­ты; 

6) неп­ро­дол­жи­тель­ное улуч­ше­ние, за ко­торым сле­ду­ет ра­зоча­рова­ние;

7) рас­те­рян­ность и не­дове­рие;

8) бес­ко­неч­ная рес­трук­ту­риза­ция и ухуд­ше­ние фи­нан­со­вого по­ложе­ния.

“Ста­дия 5: Ка­питу­ляция пе­ред кри­зисом или ги­белью”

По ме­ре приб­ли­жения пя­той ста­дии де­ла ком­па­нии все боль­ше вы­ходят из-под кон­тро­ля. Па­ничес­кие по­пыт­ки спас­ти си­ту­ацию тре­бу­ют боль­ших средств, и день­ги за­кан­чи­ва­ют­ся. Это – глав­ный приз­нак фи­наль­ной ста­дии кри­зиса, ко­торая ча­ще все­го за­вер­ша­ет­ся бан­кротс­твом или пог­ло­щени­ем.

Ру­ководс­тво гиб­ну­щей ком­па­нии мо­жет сми­рить­ся, а мо­жет сра­жать­ся до кон­ца. Пер­вый путь выб­ра­ли ли­деры Scott Paper: пос­ле лик­ви­дации 11 ты­сяч ра­бочих мест, вклю­чая 71% ру­ково­дяще­го сос­та­ва, ком­па­ния бы­ла про­дана ее злей­ше­му кон­ку­рен­ту – Kimberly-Clark. Ком­па­ния Zenith пош­ла по вто­рому пу­ти, но пос­ле всех уси­лий все рав­но бы­ла про­дана.

Но­вая на­деж­да

Ка­залось бы, при­веден­ные при­меры сви­детель­ству­ют о том, что ор­га­низа­ция, по­пав­шая в во­дово­рот кри­зиса, об­ре­чена. Но иног­да ра­зум­ное ру­ководс­тво, во­ля и энер­гия но­вого ли­дера по­мога­ют ей вый­ти из кри­зиса да­же на поз­дних ста­ди­ях и вновь под­нять­ся к вер­ши­не.

Для ком­па­нии Xerox, по­пав­шей в жер­но­ва кри­зиса, спа­ситель­ни­цей ста­ла Энн Мал­кэ­хи. В 2001 го­ду она при­няла под свое ру­ководс­тво кор­по­рацию, на­ходя­щу­юся на чет­вертой ста­дии упад­ка, имев­шую 19 мил­ли­ар­дов дол­ла­ров дол­га и все­го лишь 100 мил­ли­онов на сче­тах. Мал­кэ­хи зак­ры­ла ряд под­разде­лений, сок­ра­тила из­дер­жки на 2,5 мил­ли­ар­да, при этом нап­равляя на ис­сле­дова­ния и раз­ра­бот­ки да­же боль­ше средств, чем в док­ри­зис­ную эпо­ху. Сво­ей глав­ной за­дачей Мал­кэ­хи счи­тала сох­ра­нение кор­по­ратив­ной куль­ту­ры Xerox. Нас­той­чи­во про­водя в жизнь про­думан­ную, ра­зум­ную прог­рамму из­ме­нений, она су­мела спас­ти кор­по­рацию и по­мог­ла ей вер­нуть ве­дущее по­ложе­ние на рын­ке. Boeing, HP, Merck – вот дру­гие при­меры ле­ген­дарных кор­по­раций, пе­режив­ших па­дение, но су­мев­ших вновь взой­ти на вер­ши­ну.

Пре­одо­леть воз­никшие проб­ле­мы спо­соб­ны не толь­ко кор­по­рации-ги­ган­ты. Глав­ное ус­ло­вие спа­сения – воз­врат к ра­ци­ональ­ным ме­тодам уп­равле­ния. Приз­нак ис­тинно­го ве­личия – не от­сутс­твие не­удач, а спо­соб­ность вый­ти из них, став при этом силь­нее.

Об ав­то­ре

Джим Кол­линз – пре­пода­ватель и ав­тор тру­дов в об­ласти уп­равле­ния, ру­ково­дит ла­бора­тори­ей проб­лем уп­равле­ния, соз­данной для про­веде­ния ис­сле­дова­ний и кон­суль­ти­рова­ния ру­ково­дите­лей ком­па­ний. Пре­пода­вал в шко­ле биз­не­са Стэн­форд­ско­го уни­вер­си­тета.

А если вы заметили, что ваша компания на грани и вы не можете ее спасти, то смело обращайтесь в Сатурн Маркетинг. Мы приведем вам толпы клиентов из Instagram, Facebook, Yandex. Не отдавайте Ваших клиентов конкурентам, оставляете заявку на сайте.