8 декабря 1844 года родился Эмиль Рейно – французский изобретатель и художник, который впервые на большом экране продемонстрировал публике прообразы короткометражных мультфильмов, используя созданный им оптический аппарат праксиноскоп. Рейно использовал технические приемы, которые в дальнейшем нашли широкое применение в мультипликации, например, рисование фигур отдельно от фона. Дата первого публичного показа его движущихся картинок — 28 октября 1892 года — была выбрана для празднования Международного дня анимации.
Праксиноскоп и множество предшествующих ему оригинальных устройств на протяжении трех веков завораживали, пугали и веселили публику всех возрастов. В честь дня рождения Эмиля Рейно мы подготовили для вас анимированный путеводитель по изобретениям, которые легли в основу возникновения кинематографа и мультипликации.
Попытки запечатлеть и передать динамику движения объектов с помощью рисунка предпринимались еще в глубокой древности. Археолог Марк Азема из Тулузского университета и художник Флоран Ривер в 2012 году выдвинули гипотезу, что художники эпохи палеолита пытались передать в рисунках животных иллюзию движения. Марк Азема на протяжении двадцати лет исследовал наскальную живопись во французских пещерах верхнего палеолита, отмечая наличие у нарисованных животных дополнительного числа голов и конечностей, например, восьми ног у бизона из пещеры Шове. Азема объяснил необычную анатомию наложением контуров и своего рода раскадровкой движения, а не результатом небрежности. С помощью видеоролика археолог показал, что последовательно изображенные контуры одного рисунка, циклически сменяющие друг друга, превращают рисунок в анимацию. Подобного эффекта можно было добиться, разглядывая пещерные рисунки в свете мерцающих факелов.
Покадровые изображения фигур в движении возрастом в несколько тысяч лет также находили в Иране и Египте; синолог Джозеф Нидэм в своей книге «Science and Civilization in China» описал несколько устройств эпохи династии Хань (202 до н. э.—220 н. э.), где бумажные фигуры животных двигались под воздействием теплого воздуха.
В XVII веке появился «волшебный фонарь» — первый проектор, ставший прототипом большинства современных проекционных оптических устройств, популярное развлечение сначала для богатых, а позже и для простого населения. «Фонарь» представлял собой деревянный ящик с отверстием и источником света внутри; изображения, нанесенные на стеклянные пластины, проецировались через оптическую систему и отверстие в лицевой части аппарата. Долгое время «волшебный фонарь» называли «фонарем ужаса» — он зачастую использовался для того, чтобы пугать людей ужасами преисподней и различными чудищами. В конце XVIII века с помощью него иллюстрировали научные лекции, в XIX веке в репертуар «волшебных фонарей» входили художественные произведения, исторические и образовательные картины, сказки и шуточные истории.
Отдельно стоит упомянуть бельгийского физика и фокусника Этьена Робертсона, мастера фантасмагорий, который создал «фантаскоп» — подвижную конструкцию «волшебного фонаря» с возможностью использования примитивной анимации, а также придумал использовать сразу несколько фонарей. Он устраивал спиритические сеансы, где шокировал публику умело поставленным шоу с появлением духов и призраков.
В XIX веке появилось необычайно много изобретений и устройств для демонстрации движущихся рисунков. В основе принципа работы этих устройств, как и кинематографа в дальнейшем, заключалась персистенция зрения — способность глаза соединять быстро сменяющиеся изображения в одно.
190 лет назад, в 1825 году, из спора физика Джона Гершелла и математика Чарльза Беббиджа про крутящуюся монетку возник тауматроп, популярная детская игрушка викторианской эпохи. Тауматроп представлял собой бумажный диск на веревочке, с каждой стороны которого нарисованы разные картинки. При вращении две картинки сливались в одну.
Бельгийский физик Жозеф Плато создал целый ряд приборов, наиболее популярным из них стал фенакистископ, картонный диск с прорезанными в нем отверстиями и нарисованными на одной стороне диска фигурами. Если вращать диск вокруг оси перед зеркалом и наблюдать за фигурами в зеркале через отверстия, то можно увидеть, как изображения сливаются, и фигуры начинают двигаться.
На основе фенаксистископа Плато появлялись разнообразные модели устройств, самым примечательным из них стал зоотроп Уильяма Горнера, или, как его называл автор, «дедалиум». Вместо диска с отверстиями — барабан, картинки нарисованы на ленте, которая помещается внутрь барабана. Вот и появился прототип кинопленки.
Рисунки на фотографии заменил Эдвард Мейдбридж, создав зоопраксископ — на стеклянную катушку внутри аппарата были намотаны снимки фаз движения людей и животных, при прокручивании катушки в окошке создавалась иллюзия движения. Вот и появился прототип кинетоскопа.
В 1887 году Эмиль Рейно модифицировал зоотроп и назвал получившийся прибор праксиноскопом. Главное отличие праксиноскопа заключалось в том, что изображение нужно было смотреть не через прорези, а через ряд маленьких зеркал, закрепленных внутри цилиндра. Отраженное изображение не двигалось вместе с вращением цилиндра, что делало картинку более яркой и плавной.
Совершенствуя свое изобретение, Рейно создал Оптический театр, в котором объединил праксиноскоп и «волшебный фонарь», впервые сделав возможным публичное зрелище для множества людей. Он лично рисовал, раскрашивал и монтировал ленты, прорисовывая персонажей отдельно от декораций.
В 1892 году Эмиль Рейно впервые успешно продемонстрировал публике свои трудоемкие анимационные работы с использованием Оптического театра. Рождение кинематографа в 1895 году, с более дешевыми и простыми в производстве кинолентами, тяжело отразилось на изобретателе — аппарат и ленты с рисунками отправились в реку. Это правда не помешало Рейно войти в историю, а его вклад в анимационное искусство не забыт и по сей день.
Анна Савченко