В связи с тем, что правительство КР не завершило переговоры с Казахстаном относительно беспошлинных поставок ГСМ, Кыргызстан рискует в ближайшем времени остаться без казахстанского бензина. Пробелами в переговорах между правительствами двух стран пользуются контрабандисты, поскольку каждый четвертый литр бензина и дизельного топлива в Кыргызстане сегодня реализуется нелегально. Об этом сообщает Ассоциация нефтетрейдеров Кыргызстана.
«Кыргызстан был и остается импортозависимой страной в части обеспечения потребности населения и предприятий в нефтепродуктах. На данный момент главным и единственным источником поставок ГСМ в республику является Российская Федерация. Благодаря достигнутому и поддерживаемому руководством страны высокому уровню сотрудничества между Кыргызстаном и Россией поставки нефтепродуктов освобождены от уплаты экспортных пошлин. Такая форма поддержки с российской стороны позволяет потребителям Кыргызстана экономить существенные суммы: так за 2018 год экономия по пошлинам составила $40,1 млн, за 4 месяца 2019 года – $11,9 млн.
Вместе с тем, не теряет актуальности задача диверсификации источников поставок нефтепродуктов на отечественный рынок. Ввиду географической близости и относительно низкого уровня цен, наиболее предпочтительным было бы наладить поставки из Казахстана», – подчеркивают в АНК.
По словам специалистов Ассоциации, если ранее соседняя республика сама частично зависела от импорта нефтепродуктов из России, то с лета прошлого года на казахстанских НПЗ появились излишки продукции для экспорта в связи завершением программы модернизации производственных мощностей и значительным увеличением объемов производства.
«Однако проводимые между правительствами Кыргызстана и Казахстана переговоры о беспошлинных поставках ГСМ все еще не завершены. Стоит отметить, что наш рынок, входящий в ЕЭАС, был в числе первых, куда планировалось направить экспорт казахстанского бензина. Но за время затянувшихся переговоров с нашим правительством казахстанская сторона успела согласовать вопрос об экспорте нефтепродуктов за пределы ЕАЭС (Узбекистан, Таджикистан, Афганистан и др.). В связи с этим возникает риск того, что Кыргызстан может и вовсе остаться без казахстанского бензина, который будет направлен на другие рынки», – отмечают в АНК.
Тем временем, более успешными оказались организаторы скрытого и неучтенного импорта топлива из Казахстана. Согласно экспертным оценкам, доля теневого оборота ГСМ в Кыргызстане в 2018 году составила около 25%. Таким образом каждый четвертый литр бензина и дизельного топлива в Кыргызстане реализуется нелегально, в обход уплаты налогов в государственный бюджет.
Основными путями уклонения от уплаты налогов в Ассоциации нефтетрейдеров называют:
- реализацию ГСМ без пробития кассового чека;
- нелегальный ввоз нефтепродуктов из Казахстана, включая импорт бензина и дизтоплива под видом различных химических веществ, не подпадающих под уплату акцизов и других налогов.
Нелегальный ввоз и реализация ГСМ позволяют недобросовестным нефтетрейдерам оплачивать в государственный бюджет всего 3,2 сома за литр, тогда как ответственные налогоплательщики перечисляют в бюджет до 7 сомов с одного литра. Таким образом, с каждого проданного литра ГСМ бюджет недополучает до 4 сомов.
Согласно анализу, проведенному на основе данных за 2018 год, потери бюджета на рынке ГСМ только по двум видам налогов (акциз и НДС) составляют порядка 3 млрд. сомов.
«В то же время, считаем необходимым реализовать ряд дополнительных мер, способных решить имеющиеся проблемы. Первое – это завершить межправительственные переговоры и подписать соглашение о беспошлинных поставках нефтепродуктов из Казахстана в Кыргызстан. Открытие официального экспорта позволит перевести скрытый импорт в легальное русло. Здесь необходимо снять необоснованные и сдерживающие переговоры требования, к примеру, условия о возможности реэкспорта нефтепродуктов, полученных из казахстанской нефти», – отмечают специалисты.
Второе предложение касается кардинального преобразования системы администрирования налогов на рынке ГСМ. В этом направлении, по данным АНК, необходимо реализовать следующие шаги:
- внедрение электронной автоматизированной системы учета и контроля нефтепродуктов на всех АЗС с online-передачей данных на сервер Налоговой службы для фискального контроля реализации нефтепродуктов;
- введение маркировки всех ввозимых и производимых нефтепродуктов для защиты потребителей от контрафактной продукции, а также усиления системы учета и контроля за оборотом нефтепродуктов;
- проведение государственной лотереи для стимулирования граждан к требованию контрольно-кассовых чеков при осуществлении денежных расчетов.
«Вышеуказанные предложения основаны на лучшем международном опыте и относятся к наиболее распространенным и эффективным методам борьбы с теневым оборотом на рынке ГСМ. К примеру, применение механизма полной автоматизации процессов учета и реализации на АЗС в Таджикистане привело к росту налоговых поступлений до 40%», – заключили в Ассоциации.