Данную мысль, начинаемую тобою читать, дорогой мой читатель, с натяжкой можно будет назвать рецензией, скорее и более уместным будет её назвать истошным, неистовым и надрывным криком, полным возгласов негодования и возмущения, которые никто и никогда не услышит, ибо ты в подвале, закрыт, заперт, находишься за гранью всех болей и печалей, страстей и отчаяния, за гранью всего, так как это всё не нужно, и на деле не имеет значения, важности,
ведь самое главное в жизни – это свобода, и ничто с ней нельзя сравнить, ибо только она и делает нас человеком в полном смысле этого слова, а не существом, объектом в его обличии.
Начиная читать «Коллекционера» сразу возникла своеобразная аналогия: «Коллекционер Фаулза – это когда Шариков Булгакова запер в подвале профессора Преображенского».
И что-то в этом есть, ибо у Фаулза Шариков так им и остаётся, а заточённая девушка, несмотря на все тяготы и лишения, духоту заточения и неволю в четырёх стенах, преображается и становится человеком.
Не стану скрывать, что Фаулз приглянулся мне, ещё по чтению «Любовницы французского лейтенанта», тем, как он мастерски и непередаваемо описывает типажи героев, их действия, мысли имеющие место быть по сюжетной линии его романов. Такие яркие образы.
Но, оговорюсь, что подобно самому писателю буду стараться воздерживаться от выражения собственного мнения, а лишь опишу то, как вижу идеи и мысли самого автора, ответив на вопросы, возникающие при чтении книги, витающие после прочтения, которые он ставил перед читателем в этом произведении. А решать и делать выводы – это уже к тебе, мой друг.
Так кто же настоящий заложник?
Можно находиться запертой в подвале, в неволе, без свежего воздуха, солнечного света, порывов ветерка, опадающей осенней листвы, и уж тем более без денежных средств, но оставаться при этом человеком – личностью. А можно внезапно разбогатеть на крупную сумму денег, но при этом не просто не приблизиться к человеческому образу, но даже и не понять: как, для чего и зачем вообще быть человеком?
А потому, может пресловутая классовая борьба проходит не между пролетарием и капиталистом, а прежде всего внутри нас самих? Конечно, всегда есть вариант сослаться на влияние среды, на то, что бытие определяет сознание, но в таком случае зададим вопрос: А что же мы тогда решаем? Может быть, правомерно и необходимо предварительно спросить и с самого себя: кто я, кем мне быть, как жить, к какому классу себя причислить, быть ответственным гражданином или серым обывателем, ненавидящим всех и всё, выходящее из серых тонов дней текущих?
Так что же такое коллекционирование?
Коллекционирование – это прибежище, тихая гавань людей закомплексованных и неполноценных, в собирательстве своём лелеющих мысль, что благодаря этому они приобщаются к чему-то большему и великому, а от этого и становятся уважаемыми субъектами общества!
Нет, не людьми они грезят стать, а теми, кого будут уважать. Главное – это форма, а не суть, форма расположения бабочек под стеклом, а не та их суть, что они мертвы.
Коллекционирование – это попытка остановить время, продлить вечность мгновения, насладившись при этом самим собой, собственным псевдо величием, потешив своё эго, удовлетворив самолюбие и тщеславие.
Время же подобно реке, и чтобы последняя приносила жизнь, питая всё вокруг себя, она должна течь. Ежели течение остановится, то река зачахнет, скиснет, протухнет, загниёт и превратится в болото, а может и вовсе скиснет. Также и со временем: оно должно течь, ибо только в движении жизнь!
Так каково самое страшное преступление?
Самое страшное преступление – это насилие, - и как бы выспренно не звучало, ведь телесная боль может быть тоже очень сильной и донимающей, - насилие над человеческой душой.
И здесь ужасным и более страшным, жутким может быть лишь то, когда скудоумие, глупость и тупость ума, примитивность и ограниченность мышления наряду с непомерной, алчущей и завистливой гордыней берут верх над человеком. И здесь уже уместно будет сказать только одно, но зато кратко и ёмко: «Был человек, да помер».
А более страшное оно потому, что узколобость и недалёкость одного такого человека может пойти во вред всему обществу, став той клеткой вируса, которая заразит и уничтожит весь организм
Душа леденеет, инеем покрываясь от мысли, что при таком развитии событий, эти субъекты так и не увидят собственной своей агрессивности и злости, низости и мещанства, безмозглости и недоумия, но с непревзойдённой лёгкостью, наработанной за годы стереотипного и шаблонного, затертого и заезженного, бесцельного и беспросветного бытия, найдут виновными во всех бедах других, проявляя при этом личную безответственность, лишний раз подтверждая что до человека им далеко. Ведь человек – это тот, кто может отвечать за себя, за свои дела и поступки, а также некогда принятые решения.
Так кто же истинно богатый, а кто бедный?
А здесь включим двигатель прогресса – лень, и ответим словами из самого романа:
«Честный бедняк мало отличается от нувориша, только тем, что денег нет. Бедность заставляет человека гордиться своими достоинствами (и иметь их, чтобы было чем гордиться), видеть ценность каких-то иных, чем деньги, вещей. Когда такой человек вдруг разбогатеет, он
не знает, что делать с этим богатством. Забывает о прежних своих достоинствах — впрочем, они никогда и не были истинными. Он полагает теперь, что главное достоинство — это делать и тратить деньги. Не может представить себе, что есть люди, для которых деньги — пустой звук, ничто. Что самые прекрасные в мире вещи имеют самостоятельное, не зависящее от
денег значение.»
Спасибо за время и прочтение рецензии, дорогой друг! Счастья тебе, добра, благополучия, удачи, всех благ и до скорого!