Привет!
Вместе с тем, как развивалась история автомобилестроения в целом, второстепенно решалась еще одна проблема - передвижение по снегу и наледи. Такие шаги были вполне логичны, так как, во-первых, не все живут в теплом и умеренном климате, довольствуясь бОльшую часть года занесенными метелями дорогами, а, во-вторых, набирали обороты полярные экспедиции, где подобный транспорт был бы весьма кстати.
Сегодня, когда на календаре без десятка дней лето, я предлагаю ознакомиться с краткой историей 3-х машин-снегоходов, созданных как для совершенно разного предназначения, так и в разные времена. Итак, поехали.
...
1. Модернизированный Ford Model T - Snowmobile.
Автомобиль, получивший статус первого самого массово производимого, стал и своеобразным первопроходцем в индустрии снегоходов. Серийно Model T Snowmobile не выпускался, но появился на свет благодаря энтузиасту, а по совместительству владельцу ремонтной мастерской Ford Model T, Вирджилу Д. Уайту.
Все дело в том, что кроме ремонта Ford Model T, Уайт время от времени возил туристов по живописным окрестностям мест, где была расположена его мастерская - Западный Оссипи, Нью-Гемпшир. И если летом с маршрутом проблем не было, то поздняя осень, зима и ранняя весна были настоящим препятствием. Тогда Уайт с механиком задумал радикально решить проблему и создал модернизирующий комплект на популярный Model T - в виде пары деревянных лыж и гусениц. В 1913-м году Уайт запатентовал комплект и начал продавать за 400 долларов, что по итогу кратно увеличило число Model T на гусеничном ходу.
...
2. Самый известный "снежный кот": Tucker Sno-Cat 743.
В 1940-х годах Э. М. Такер сумел реализовать свою мечту и создал прототип первого вездехода Sno-Cat, который путем постепенных модернизаций дорос до серийной модели под индексом №222. Уникальность конструкции снегоходов Такера была в том, что гусеницы располагались на специальных понтонах, которые крепились к кузову. За счет этого конструктор добился желаемого - увеличения клиренса и проходимости по глубокому снегу.
Но модель, с которой, обычно, ассоциируется название Sno-Cat, это, все-таки, №743. Дело в том, что в 1957-58 годах на 4 таких снегоходах была пересечена Антарктида, оставив нам это замечательное фото.
№743 был на шасси из 4х понтонов, соединенных попарно карданным валом с трансмиссией. Обе пары тележек поворотные. Вместимость до 15ти человек, V8 на 180 л.с., способность преодолевать подъемы до 35 градусов и общая плавность хода, казалось бы, не оставляли ему равных в свое время, но во время экспедиции был выявлен ряд неприятных моментов.
Во-первых, вездеход требовал регулярного шприцевания понтонов (почти 300 точек смазки!) в промежутке каждых 350км. Во-вторых, если со снегом легкие гусеницы справлялись на ура, то на местах со льдом или грунтом, вездеход немного "терялся". Ну и, в-третьих, были значительные проблемы с вентиляцией, из-за чего выхлопные газы попадали в салон. Во время экспедиции это даже привело к тому, что одного из водителей нашли в салоне машины без сознания, но сумели спасти.
В общем, следующие Sno-Cat дорабатывались уже с учетом этого опыта и породили не одну зарекомендовавшую себя модель.
...
3. Советские аэросани - Север-2.
Созданные в конце 50-х годов аэросани представляли собой кузов автомобиля "Победа", посаженный на лыжи и с установленным 260-ти сильным (!) поршневым авиационным двигателем сзади. Смысловая нагрузка машин была в том, что в северных районах СССР автомобиль должен был отлично справляться с почтовыми или пассажирскими перевозками в условиях бездорожья. Но в итоге проект оказался провальным по одной весомой причине: кузов легкового автомобиля.
Суть в том, что нагрузки при движении по снегу и льду, которые испытывал на себе фюзеляж саней, были значительно выше, чем мог выдержать кузов "Победы". Как следствие, возможная эксплуатация этих машин была недолговечной. Износ подвески, непрактичный для перевозки почты кузов - все это перечеркнуло перспективы проекта Север-2.
...
>> Комментарии к публикации закрыты, но вы всегда можете обсудить тему в нашей группе ВКонтакте: vk.com/tekhpasport_zen
>> Все права на фото принадлежат их авторам
Спасибо, что дочитали до конца. Друзья, ваша поддержка очень важна для меня: пожалуйста, оцените публикацию и подпишитесь на мой канал. А если очень понравилось - поделитесь с друзьями. Спасибо! 🤝