Это первая история из цикла "Роскошь потребления". Всего их будет три. Три реальные ситуации из моей жизни в Пекине. Истории о том, как бедная страна разбогатела за считанные десятилетия и не знала, что делать со свалившимся богатством. Речь о любимом, ненавистном, противоречивом Китае.
Первая случилась сразу - в мои первые недели в Пекине.
На обед мы с коллегами ходили в столовую неподалеку. Других ресторанов в округе не было, только этот огромный пищевой комбинат, который наводнялся офисным планктоном каждый полдень.
Сотни столов и, пожалуй, тысячи людей. Шум, треск масла, резкий запах еды. Порции в этом месте (и везде) всегда циклопические. Я пробовала просить наложить поменьше, но повара на линии не понимали, как я могу обойтись без возвышающейся над тарелкой горы жареного риса и продолжали накладывать и накладывать. Каждый день.
Посередине зала стояли "столы утилизации". Это такие столы с дырками, а под ними - металлические баки, куда сваливается недоеденное. Каждый человек, который уже поел и отдавал свой поднос - оставлял на тарелке минимум половину порции. Вся эта еда нещадно сваливалась в помойное месиво. Учитывая поток людей, за день выбрасывалась, возможно, тонна еды.
Мы сидели за столом с коллегами. У каждого в тарелке была порция размером минимум на четверых. Естественно, никто не доедал.
"Я не понимаю!" - воскликнула я. - "В Китае полтора миллиарда человек, а они так бездумно выкидывают еду! На тарелках больше половины остается, они что, не могут накладывать меньше? Как же разумное потребление? Как вообще накормить такую нацию?"
"Ну..." - моя офис-менеджер вздохнула. - "Это как бы нормально. В гостях, например, считается плохим тоном доедать все. Ты должен показать, что настолько объелся, что даже осталось. Тогда хозяин воспринимает это как комплимент - покормил гостя на славу".
"Но сейчас же не голодный год!"
"В Китае было много голодных лет. Отпечаток остался," - она опустила голову. - "Все хотят видеть перед собой больше еды, чем смогут осилить".
ххх
Культ еды, страх голодной смерти, еда как показатель достатка - это первый столп китайского общества. Второй - это кумовство.
В типичной китайской бизнес-среде все держится на "дружбе и еде".
Такого прожженного кумовства, я считаю, нет нигде. Архитектурные конкурсы выигрываются не на основании решения комиссии, а потому что партнер бюро на короткой ноге с клиентом и вообще «мы же друзья!». Важные решения принимаются исключительно на основании «мы же друзья!».
Кроме культа кумовства бизнесом правит культ еды. Культ еды - вполне понятный в стране, которая столетиями страдала от голода. Даже наевшись за последние 20 лет, они еще не успели вырастить поколение, которое относилось бы к еде спокойно. К еде относятся с фанатизмом бессмысленного потребления. С пиететом. Пытаются друг друга накормить.
Босс или клиент взял тебя на ужин? Отказаться нельзя. Не есть нельзя. Не пить нельзя. Ни один контракт не будет подписан, пока стороны не закрепили дружбу ужином и возлияниями. Любое несогласие с этими неписанными правилами — это гарантированный шанс стать изгоем и попытка пойти против тандема «дружба = совместная еда», который вплетается во все сферы китайского бизнеса.
В китайском языке вообще нет различия между словами «друг» и «знакомый». Все друг другу друзья.
Но продлится эта дружба ровно до тех пор, пока вашему китайскому другу от вас что-то «по-дружески» нужно. Такой азиатский друг легко может держать за спиной кулак.
Об этой особенности китайских клиентов и китайских боссов не напишут ни в одном контракте.
Понравилась статья? На канал можно подписаться, чтобы не пропустить мои следующие выпуски. Все истории реальны.
Made in China. Разоблачение мифов
Китайцы охотятся на русских и украинских невест
Китайские жены: разоблачение мифов