Найти в Дзене
Я говорю!

Контакт с аудиторией: как его установить и как поддерживать

Оглавление

Почитайте любые пособия по риторике - там написано, что поддерживать его нужно обязательно. А откуда этот контакт взять и как не потерять?

Настройтесь заранее

По возможности постарайтесь загодя узнать о тех, перед кем вам предстоит выступать: кто они, какого возраста, пола, интересов, профессиональной подготовки и т. п. Но самое главное - заранее настройтесь на них. Не обязательно представлять своих слушателей в лицах, но отнеситесь к ним как к ЛЮДЯМ, а не как к враждебной темной массе.

Почему это важно? Потому что мы друг друга "зеркалим", и нашу напряженность и враждебность собеседники бессознательно считают и отрикошетят в нас. И еще потому, что это поможет избавиться от животного страха: мы боимся неизвестного, представляя его как угрозу, а люди - они просто люди, такие же, как мы.

Не бойтесь слушателей, они просто люди!
Не бойтесь слушателей, они просто люди!

Полюбите собеседника

В идеале человека, с которым вы общаетесь (даже если их тысяча), надо ПОЛЮБИТЬ. Вот прямо так. Хотя бы на те пять минут, которые длится ваша встреча. Потому что любовь - это искренняя заинтересованность и желание, чтобы человеку было хорошо, это внимание и уважение. Каждый человек достоин уважения, но обделен им. И каждый человек, даже не отдавая себе в том отчета, будет благодарен за это крошечку достоинства, которую вы ему подарите, не ожидая ничего взамен.

К тому же это искреннее внимание поможет вам в процессе выступления/беседы оценить, насколько интересно или понятно то, о чем вы рассказываете. И скорректировать себя.

До микрофона

Да, ваш контакт с аудиторией начинается не с ваших первых слов, а с момента, когда вас объявили и вы стали видны слушателям. Как на вручении "Оскара": на сцене объявляют победителя, камера переводится на него, и все его удивленные вскрики, слезы, объятия с близкими, выкарабкивания из кресла и из ряда, проход к сцене, подъем на нее - это уже его выступление, хотя первые слова он произнесет лишь несколько минут спустя.

Поэтому костюмчик и макияж поправить лучше "на берегу" - как только вы встали со стула. Потом вы уже будете "под прицелом", и натягивать юбку на колени или проверять галстук будет неловко.

Прежде чем говорить

И вот вы на месте, открываете рот.... Нет-нет, еще рано, не торопитесь! У вас есть пара секунд, чтобы МЫСЛЕННО поздороваться: доброжелательно, с улыбкой обведите взглядом аудиторию, постарайтесь увидеть каждого. Во всяком случае, чтобы у каждого создалось впечатление, что его увидели.

К тому же это даст вашим слушателям точку концентрации. Моя учительница именно так успокаивала невменяемых после переменки пятиклашек: молча вставала перед классом и смотрела на них. Не свирепо, а просто нормально смотрела. Пять сек - и эти лохматые, распаренные пацаны уже, как зайки, спокойно сидят.

Начали! Но не сразу...

Всё, можно говорить! Поздоровайтесь, представьтесь (если это требуется). Но не спешите говорить по делу! Сначала с помощью эффектного начала завоюйте внимание аудитории. А дальше, когда вы убедились, что вас слушают, можно уже переходить к существенному.

К тому же интересное начало сломает лед в ваших отношениях, поможет преодолеть естественную пропасть между оратором и его аудиторией. Особенно если вы скажете что-то такое, что объединяет вас: про природу/погоду, про актуальные события и пр.

Не берите заложников

Не верьте тому "доброжелателю", который советует вам, если волнуетесь, выбрать какого-то милого человека из аудитории и рассказывать только ему, смотреть только на него! (Такой "прием" годится разве что для самого первого выступления, когда вам надо убедиться, что выйти и сказать - это не смертельно. И то - лучше не надо.)

Этот бедняга окажется вашим заложником: ему уже ни вздохнуть ни охнуть, ни отвернуться, ни отвести взгляд, ни зевнуть... Прямо бабочка на булавке! А остальные при этом чувствуют себя забытыми и брошеными и перестают слушать.

В общем, не надо так!

-2

Никого не обделить

На протяжении всего выступления нужно последовательно обводить взглядом всю аудиторию. Не суетитесь, но и не задерживайтесь слишком долго на ком-то. У людей должно быть ощущение, что вы РАЗГОВАРИВАЕТЕ с ними, а не ВЕЩАЕТЕ.

Есть сегменты зала (обычно в центре), которые оказываются в поле вашего зрения безо всякого усилия, а есть фланги и галерка (а порой - и первые ряды), на которые надо не забывать посматривать.

Вы имеете полное право взглянуть в свой план, или в окно, или в потолок, но не разрывайте зрительный контакт надолго и потом обязательно его восстановите - снова спокойно обведите взглядом всех. Но не читайте с листа! Это разлучает вас со слушателями. Как запомнить последовательность выступления - читайте здесь.

Если показываете презентацию, разговаривайте не с ней, а с людьми. Не говорите спиной, то есть не поворачивайтесь лицом к экрану - у вас ведь на ноуте всё видно. А если нет, то можно взглянуть на экран буквально на секундочку - и снова к людям.

Если очень страшно

На первых порах взгляд в глаза человеку может вас сбивать. Лайфхак: смотрите не в глаза, а в точку между глаз (если вы близко) или на уровень волос/макушки (если вы далеко).

Но когда вы освоитесь, лучше все-таки в глаза - это настоящий контакт, а не суррогат.

Ходить или не ходить?

Стоять на месте или перемещаться по сцене? Как хотите, как вам удобно. Лучше, конечно, не стоять столбиком - однообразие губительно, но не бегайте как ошпаренные.

И в любом случае не теряйте зрительного контакта. Ваш профиль прекрасен, но не он интересен аудитории. Вполне возможно ходить и при этом смотреть на людей - попробуйте, это не сложно.

Можно использовать перемещение по сцене как отбивку частей выступления - это поможет слушателям переваривать информацию.

Итак, будьте искренни и доброжелательны, и ваши слушатели это оценят.

-3