Можно ли передвигаться на тракторе, если напрочь отломилась ступица переднего колеса? Оказывается можно не только ехать, но и делать какую –то работу, а конкретно, докосить покос и приехать за пять километров домой. Мой сосед, бывший совхозный тракторист, успел так сказать «запрыгнуть в уходящий поезд - вышел на пенсию за год до известной пенсионной реформы. Как принято, в селе сосед держал корову, имел небольшой трактор Т-16, на котором делал всю необходимую работу, возил дрова, косил сено, да и много чего можно сделать на -16 с самосвальным кузовком, даже в лес по грибы и ягоды ездил с хозяйкой.
Наступил конец июля, самая сенокосная пора и установилась, как на заказ. Подцепил сосед косилку к трактору и на покос. А надо сказать, что косить на Т-16 очень удобно, не надо оглядываться назад, проверяя косилку, все перед глазами. Даже не нужно вылазить, чтобы очистить полотно от налипшего сырого муравейника, просто берешь длинную палку из кузовка и ей прочищаешь поднятое полотно. Обычно соседу хватало неполного дня, чтобы не торопясь выкружать все полянки своего покоса, расположенного на бывшей вырубке и поэтому сплошь утыканного старыми пнями от берез. Но он уже привык и помнил, где есть пни в высокой траве и спокойно объезжал их.
В этот раз он что то долго задержался на покосе, наконец, в конце улицы послышалось тарахтение Т-16. Когда он стал подъезжать, я не сразу понял, что изменилось в облике трактора, лишь потом до меня дошло, что едет он на трех колесах с перекошенным балансиром переднего моста, высоко задрав «культю» цапфы.
С его рассказа выяснилось, косил как обычно, оставалась последняя поляна, видимо расслабился и проглядел большой пенек с левой стороны и наскочил колесом. Ось была видимо, еще раньше надломлена, это было заметно по рыжей ржавчине на месте слома, ну и колесо отпало. Передок сразу перекосило, делать нечего, нужно было снимать поворотную цапфу и идти домой, чтобы попытаться реставрировать.
Чтобы устранить перекос моста, просто привязал тросик к кузовку и к балансиру, приподнял кузов гидравликой, вставил обрубок пенька между рамой и крылом балансира , с исправным колесом опустил кузов, тем самым крепко прижав пенек к отбойнику и трубе моста. Трактор крепко стоял, опираясь на одно колесо, сохранять устойчивое положение помогала еще и косилка с правой стороны, а так же отломленное колесо, заброшенное в кузовок.
Раз такое дело, попробовал докосить полянку, а уж потом ехать домой, получилось и докосить, и доехать . Трактор починил за вечер, запасная ось была, а обломок старой выколотил из цапфы, предварительно срезав болгаркой сваренной шов с торца оси.